Около восьми лет Александр Коршунов руководит «Сферой» и сохраняет в этих стенах дух ее основоположницы, своей матери Екатерины Еланской. В фойе зрителя встречает ее портрет, а в репертуаре до сих пор сохраняются спектакли, которые она поставила. Сама идея, которую Еланская проповедовала, заключалась в непосредственной близости актера и зрителя, отсуствии «четвертой стены». Хотя когда-то на многочисленных гастролях актеры играли и в привычном сценическом пространстве. На сцену выходили приглашенные звезды — Евгений Весник, Татьяна Доронина, Александр Калягин, Михаил Козаков, Евгения Симонова. Играли они то, что в своих театрах было недоступно. Всегда это была хорошая драматургия и проза, и теперь тот опыт воспринимается как прообраз еще отсутствовавшей тогда у нас антрепризы. Екатерина Еланская декларировала идею театра как отказ от сцены-куба, утверждала принцип «сферы общения». Александр Коршунов свято следует ее заветам. Зрители и теперь размещаются в круговом амфитеатре и чуть «свысока» наблюдают за артистами. В «Сфере» работает много учеников Александра Коршунова. Да и в прежние призывы брали сюда в основном выпускников Театрального училища им. Щепкина. Иногда традиции Малого театра в их вульгарном понимании здесь приобретают слишком явные черты. Никаких полутонов, все на полную мощность, что вступает в противоречие со спецификой небольшой сцены, предполагающей камерный разговор с публикой.
Сценическое убранство старомодно, с букетами искусственных цветов. Музыкальное решение слишком прямолинейно и не предполагает никакой изысканной партитуры. В спектакле занято много молодых артистов, которые наряду с более опытной частью труппы дают волю темпераменту, играют несоразмерно тому скромному пространству, которое им отведено. Начинается все с пролога, когда будущая богиня провинциальной сцены Кручинина еще молода, бедна, честна и неопытна, носит говорящую фамилию Отрадина. Все самое страшное, что только может быть, с ней скоро произойдет, и на смену радости жизни придут кручина и тревога. А на сцену выйдут повзрослевшие герои, которых сыграют другие артисты, как в мексиканском сериале, где выбывшего из строя актера неожиданно заменяют другим, совершенно не заботясь о том, что у него вообще иной психотип и черты лица. Зрителю просто предлагают принять на веру то, что перед ним тот же персонаж. И тут миновало 17 лет. Понятное, что герои Островского сильно изменились.
Некоторые актеры играют так, как в наше время уже непозволительно. Поэтому когда на сцене появляется Александр Алексеев в образе Нила Стратоныча Дудукина, кажется, что к нам сошел с небес сам гениальный Михаил Щепкин. Актер прост и органичен, хотя игра как таковая не отменяется. Евгения Казарина играет Кручинину вполне традиционно, в классической манере. Но ее простоты и деликатности вполне достаточно, чтобы оправдать некоторую старомодность подхода. Кручинина хороша собой, обаятельна, не рвет страсти в клочья. Есть еще актеры, позволяющие удерживать равновесие, не утопить спектакль в провинциальных страстях. Выбор Дмитрия Триумфова на роль Незнамова типажно интересен. Он абсолютно современен, ведет себя как подросток и выписан не из прошлых веков, а найден на сегодняшней улице. Не хватает только серьезного проживания роли.
Лишний раз убеждаешься в том, что Островского ничем не убить, будь то агрессивные эксперименты над классикой или затхлое прочтение. Пьеса, написанная в конце XIX века, звучит современно и свежо. Собравшаяся публика в массе своей ее не читала, и это чувствуется по реакции на некоторые реплики. А сама история воспринимается как детектив — что там будет за поворотом, и это еще как-то удерживает и не отпугивает зрителя.