Награду Берлинале в секции «Панорама» получило казахстанско-российское «Счастье»

Показ фильма сопровождала страшная статистика домашнего насилия

На 72-м Берлинском кинофестивале казахстанско-российский фильм «Бакыт» («Счастье») Аскара Узабаева отмечен главным призом в секции «Панорама». Победителя в этом конкурсе определяют зрители, а награда вручена при поддержке немецкого телеканала РББ и Радио 1. Произошло это уже после того, как 16 февраля жюри объявило лауреатов. Но на этом Берлинале не закончился (он был особым из-за ковидных ограничений), и зрители еще четыре дня смотрели фильмы на повторных сеансах.

Показ фильма сопровождала страшная статистика домашнего насилия
Лаура Мырзахметова в фильме «Счастье». Предоставлено съемочной группой.

В «Панораме» участвовало 29 фильмов из 33 стран, но к Казахстану был особый интерес в свете недавних событий. В середине 90-х там уже снял картину «Счастье» Сергей Дворцевой, и она обошла весь мир. Новое «Счастье» создавалось режиссером Аскаром Узабаевым с журналистом и активисткой Асем Жапишевой. Вместе они собрали материал о домашнем насилии и написали сценарий.  

На экране ругаются казахские мужчины. С этого все начинается. Они говорят по-казахски, но их речь в основном состоит из отборного русского мата, летящего как проклятье в адрес женщин. В это же время мы видим необычайную синеву воды — действие происходит в прибрежном городке. На берегу стоит женщина и выслушивает автоматную очередь нецензурной брани. Потом мы попадаем в обычную квартиру, где стены, покрывало, развевающиеся на ветру простыни тоже окутаны синевой. Работа оператора Макса Задарновского и художника-постановщика Юлии Кравченко великолепна. Красивая сорокалетняя женщина (ее прекрасно сыграла Лаура Мырзахметова) рассматривает в зеркале следы побоев. Утром ее муж (актер Ерболат Алкожа) придет в себя, но все пойдет так, словно ничего не случилось. Их дочь беременна, готовится к вынужденной свадьбе, не испытывая радости. Несвежий с похмелья жених опоздает на свадебную церемонию, но все будет внешне прекрасно. От аутентичного мужского вокала в сопровождении казахской домбры можно сойти с ума. Потрясающей красоты печальное соло дополнят современные казахские хиты. Национальная свадьба — беспроигрышный вариант, без нее обходится редкий фестиваль.

Главная героиня — современная и самостоятельная. В платье спелого желтого цвета она проводит презентацию косметики, рассказывает женщинам о том, как стать счастливой, а потом возвращается домой, чтобы получить очередную порцию кровавых побоев. Желтое платье становится красным, на лице — сплошная рана, требующая хирургического вмешательства. Дело уголовное, но сестра мужа, у которой все схвачено, замнет эту историю. Да и жертва готова молчать, чтобы не позорить семью и дочь, которая необъяснимо себя ведет по отношению к матери, грубит, а отцу-тирану все прощает. Его даже тираном не назовешь. Он просто вышедший из берегов человек, преступник. Можно было поставить точку в этом деле, сказав правду следователю, но жертва предпочтет все свалить на неких парней, избивших ее на улице. Но всему есть предел, и внутренний взрыв неизбежен. Страдалица станет фурией, способной все крушить на своем пути. Она купит молоток, чтобы защитить себя. Закончится все трагично, но по большому счету ничего не изменится. Какой-то замкнутый круг. Чем это объяснить? Властью традиции, покорностью, выработанной веками? 

Кадр из фильма. Предоставлен съемочной группой.

Когда родится внук, молодая бабушка назовет его Бакыт, что значит «счастье». Все то, что происходит на экране, очень напоминает южнокорейское кино, где многое не объяснить по законам логики, где потоки крови и царит фатальная жестокость. В титрах приводится тревожная статистика. От бытового насилия в Казахстане ежегодно погибают 400 женщин. Каждый месяц происходит около 120 изнасилований, 5232 избиения, 14 убийств, 48 самоубийств женщин. И это только зарегистрированные случаи. 79 процентов женщин, отбывающих срок за убийство, расправились с мужьями.

Продюсер с казахстанской стороны Баян Максаткызы, к несчастью, пережила нечто подобное, и это смелый поступок с ее стороны — заговорить на эту тему. Но желание что-то поменять оказалось сильнее страха. «Я уверена, что только благодаря берлинской награде мы сможем добиться желаемого. Если бы фильм был снят исключительно для Казахстана, то ничего бы не поменялось, а сейчас на него обратят внимание, он будет обсуждаться», — сказала она после получения приза. Сопродюсером с российской стороны стала Анна Качко, недавно представлявшая на Международном кинофестивале в Локарно «Медею» Александра Зельдовича. «Проблема семейно-бытового насилия огромна, статистика из разных уголков мира просто оглушает, — сказала она. — Берлинале известен тем, что дает площадку для начала важных социальных дискуссий». Посмотрим, как воспримут фильм в Казахстане. В России, где домашнего насилия тоже в избытке, никакие уроки, увы, не извлекаются.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28729 от 21 февраля 2022

Заголовок в газете: Счастье с молотком для мужа

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру