В Москве открылась выставка о легендарном спектакле

Михаил Швыдкой: «Невозможно даже представить себе, что 50 лет назад у нас бы собрались отмечать юбилей «Габимы»

14 февраля в 14.00 в большом фойе Вахтанговского театра открылась выставка «Гадибук». Вахтангов и «Габима»: линия жизни». Ее организаторами выступили сам театр, посольство Израиля и Евро-Азиатский еврейский конгресс.

Михаил Швыдкой: «Невозможно даже представить себе, что 50 лет назад у нас бы собрались отмечать юбилей «Габимы»
Михаил Швыдкой и Римас Туминас.

Мировые премьеры легендарного спектакля «Гадибук», поставленного в 1922 году Евгением Вахтанговым по пьесе еврейского писателя С. Ан-ского, а также  несколько пластов национальных культур организаторам удалось вместить в два десятка небольших стендов. Уникальные фотоматериалы, иллюстрации Генрика Рипзама, других художников, и афиши, афиши... Своеобразные оттиски в пространстве и времени: «Гадибук» в Германии, Италии, Нью-Йорке. На парижской выставке и на телевизионных съемках в Лондоне. Наконец, на Земле обетованной. 

Вахтанговскому в 2022-м повезло с юбилеями.

— Недавно мы отмечали 100-летие со дня основания Вахтанговского театра, 100-летие спектакля «Гадибук» театра «Габима». Наконец, через  две недели  отметим 100-летие спектакля «Принцесса Турандот». А вчера был день рождения Евгения Багратионовича,  — рассказал помощник худрука Дмитрий Трубочкин. «Вахтанговские традиции принадлежат не только русской, но и мировой культуре»,  — подчеркнул он, передавая слово главе израильского посольства Александру Бен-Цви.

— Выставка действительно дает полную гамму всего, что сделал этот спектакль, — самая знаменитая за границей работа Вахтангова. В Израиле «Гадибук» стал фирменным спектаклем театра «Габима», который считается израильским национальным театром. Его корни находятся здесь, в Москве, — заявил господин посол.

Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, раз уже зашла такая юбилейная тема, не мог не упомянуть, что наша страна радуется еще и по поводу  30-летия восстановления дипломатических отношений с Израилем (прекращены Советским Союзом в далеком 1967 году после Шестидневной войны):

— Это тринадцатилетие очень многое изменило, дало новые возможности. Невозможно даже переставить себе, что 50 лет назад у нас бы собрались отмечать юбилей «Габимы», — подчеркнул Швыдкой. Упомянув доктора искусствоведения Владислава Иванова, автора серии замечательных книг о Вахтангове и вахтанговцах, Швыдкой заметил, что только в реальности новой России стало возможным официально и публично заниматься  исследованиями еврейского театра, а не исподволь, как раньше. 

В свою очередь, актер и режиссер Игорь Пехович поведал о вещах трагических — что «Габима», уехав в Палестину, спасла себя и спектакль в то время, как театр «ГОСЕТ» Алексея Грановского постигла трагическая участь. Он был закрыт во время антисемитской сталинской кампании конца 40-х, а его последний худрук — Вениамин Зускин —  подвергся репрессиям и погиб.

В тени мероприятия оставался только Римас Туминас, который, как главное лицо «принимающей стороны»,  к микрофону так и не вышел. Впрочем, ко всему сказанному мало что можно было прибавить. Напомним, что театр-студия «Габима» возник в 1917 году благодаря  энтузиазму актера и режиссера Наума Цемаха при непосредственном содействии Станиславского. «Габиму» называли «библейской студией» МХТ. Первым художественным руководителем театра, представлявшего свои спектакли на древнееврейском языке, стал Евгений  Вахтангов. При этом гений сценического искусства иврита не знал, что не помешало ему создать в «Гадибуке» язык универсальной фантастической театральности и магического реализма.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру