Как сообщили информационные агентства, у Г. Юхтина медики диагностировали вирусную пневмонию, сделанный ПЦР-тест на коронавирус оказался положительным. Сейчас стало известно, что народный артист России почувствовал недомогание еще 27 января, болезнь прогрессировала, и 7 февраля его пришлось перевезти в больницу.
Между тем, совсем скоро Геннадию Гавриловичу предстоит отмечать свой юбилей. 30 марта ему исполнится 90 лет. В жизни замечательного мастера кино были моменты, - в том числе и на съемочных площадках, - когда его явно «брали под охрану» какие-то высшие силы. О некоторых из столь удивительных эпизодов рассказал сам актер, а также директор съемочной группы одного из фильмов с его участием.
Но начнем все-таки с другого. Хотя артиста Юхтина знают уже многие поколения отечественных зрителей, однако до сих пор мало кто из них может правильно ответить на вопрос, как его зовут «по паспорту».
В титрах фильмов, в газетных публикациях, в телевизионных передачах этого человека называют Геннадием. А на самом деле он – Гений. Вот именно так: с большой буквы, потому что это имя, данное ему папой и мамой при рождении.
Родители будущего киноактера были убежденными сторонниками «строительства нового советского государства» и борьбы с «пережитками» прошлого. А потому они и детей своих решили назвать не заурядными именами, взятыми из Святцев, а новыми, прогрессивными. В итоге дочка получила имя Идея, а сына записали в метрике Гением.
Впрочем, как вспоминал сам Г. Юхтин, его с малолетства все окружающие привыкли звать Генкой. Именно под традиционным именем Геннадий он и попал в титры кинокартин, в съемках которых стал позднее участвовать. Хотя, по признаниям актера, неоднократно возникали проблемы с оформлением, например, финансовых документов. В дирекции очередного фильма не могли понять, почему в эпизодах снимается Геннадий Юхтин, а в зарплатной ведомости записан Гений Юхтин…
Гения-Геннадия (далее будем его все же называть привычно – вторым из этих имен) еще в начале кинокарьеры подстерегали серьезные опасности. Вполне могло бы так случиться, что творческий путь этого человека и даже сама жизнь оборвались, что называется, на взлете.
Первый из таких инцидентов случился в 1955 году в Ленинграде во время съемок одной из самых ранних картин с участием Юхтина – фильма «Дело Румянцева», принесшего молодому актеру всесоюзную известность.
Много лет спустя о случившемся тогда рассказал сам Геннадий Гаврилович. По его словам, однажды они оказались в банкетном зале гостиницы, где жили участники съемок «Дела Румянцева», вместе с актером Николаем Крючковым (Юхтин в фильме играл роль шофера Евдокимова, а Крючков – роль начальника автобазы). Николай Афанасьевич пользовался в ту пору огромной популярностью, и к нему везде было повышенное внимание окружающих. Вот и здесь, в гостиничном ресторане, к столику, за который посадили артистов, подсел вдруг какой-то подвыпивший посетитель и стал довольно бесцеремонно разглядывать «звезду экрана». В ответ на вежливую просьбу Юхтина не мешать уставшему Крючкову своим присутствием, этот товарищ ответил весьма грубо. Кончилось тем, что Юхтин не сдержался и как следует вмазал нахалу. Попадали стулья, зазвенело разбитое стекло…
В результате «хулигану» пришлось иметь дело с сотрудниками правоохранительных органов. На счастье молодого артиста, фильм «Дело Румянцева», в котором много места уделено «будням советской милиции», курировал генерал – начальник городского управления органов МВД. Так что инцидент был быстро исчерпан.
Однако ресторанная потасовка имела еще одно, даже более серьезное для самого Юхтина последствие. Оказалось, что, «вразумляя» нахального поклонника Крючкова, он порезал о какой-то осколок руку. Уже к утру рана, которая поначалу показалась актеру пустяковой, воспалилась, рука сильно распухла
Юхтин попал в больницу. Там врачи поставили пугающий диагноз: возникло серьезное заражение, весьма вероятно придется прибегнуть к ампутации, а если этого не сделать вовремя, вероятен даже летальный исход.
Впрочем закончилось все благополучно. Стараниями главного врача больницы Геннадия Гавриловича удалось вылечить, не прибегая к радикальному хирургическому вмешательству, сделавшему бы его калекой и навсегда закрывшему путь на экран.
Другое очень опасное «приключение» было у Юхтина в 1963 году на съемках фильма «Жаворонок».
Основа сюжета этой киноленты – подвиг советского танкиста, который, попав в плен, сумел вместе с еще несколькими товарищами по несчастью вырваться из концлагеря. Для побега герои фильма воспользовались танком Т-34, захваченным гитлеровцами и приспособленным ими на полигоне в качестве цели при испытаниях нового орудия. Роль одного из танкистов-беглецов как раз и сыграл Г. Юхтин.
Сам Геннадий Гаврилович в интервью рассказывал об этом эпизоде весьма лаконично:
«…Во время съемок фильма «Жаворонок» я едва не остался без ноги, – мне ее чуть не переехали танком. В самую последнюю секунду успел убрать из-под гусеницы…»
А вот что вспоминал позднее директор картины Юрий Джогоров.
По его словам, для съемок нашли настоящую «Тридцатьчетверку», вполне исправную (этот раритет времен войны сохранил у себя в «хозяйстве» командир танковой части, который когда-то сам воевал с немцами на такой машине). В одном из эпизодов, по замыслу авторов фильма, герой Юхтина Петр, которого преследуют гитлеровцы с собаками, в изнеможении падает на землю, а механик-водитель, оставшийся в танке, решается прикрыть его броней и втащить в «тридцатьчетверку» через нижний люк.
Таким образом, предстояла ювелирная работа: человек должен лечь на землю, а танк – наползти на него, «пропустив» между гусеницами.
Юхтин внимательно изучил размеры танка и вызвался сам выполнить этот трюк. По его прикидкам от внутренних краев гусениц до тела лежащего «Петра» должно оставаться сантиметров по 15 с каждой стороны.
За рычаги Т-34 сел опытный сержант-сверхсрочник, наезд несколько раз отрепетировали с использованием манекена, и лишь убедившись, что на нем нет повреждений, приступили к съемкам.
Все прошло «штатно». Директор картины даже выписал Юхтину за совершенный им героический поступок премию. А уже вечером, когда обсуждали планы на следующий съемочный день, Геннадий Гаврилович вдруг сказал, что прежде, чем начнет работать в кадре, нужно починить ему сапог, у которого оторвалась подошва. Окружающие поинтересовались, как это артиста угораздило испортить реквизит. На что Юхтин невозмутимо ответил: сапог гусеницей задело во время съемки трюка с наездом танка.
Оказывается, либо актер все-таки немного не рассчитал расстояние, либо водитель танка на несколько сантиметров сбился с правильной траектории движения. В итоге одна из гусениц едва не зацепила лежащего под днищем танка Юхтина. Ногу он успел отдернуть, но сапог пострадал.
Бывали в кинематографической практике Геннадия Гавриловича и другие эпизоды, явно опасные для здоровья.
Сам он в интервью газете «Совершенно секретно» признавался: «…Однажды, на съемках картины «Гроза над Белой» для большей достоверности режиссер с оператором решили мощность взрывов увеличить, да пороховой заряд не рассчитали. В результате взрывная волна сбила меня с ног! Я потерял сознание, с контузией попал в больницу. Хорошо, что оклемался… А самое обидное, что этот кадр так и не вошел в фильм!»
Во время работы над знаменитым советским боевиком «Неуловимые мстители» Юхтин пережил несколько неприятных мгновений по вине своего коллеги, известного актера Ефима Копеляна. В «Неуловимых...» Геннадий Гаврилович играл эпизодическую роль денщика Лютого – дяди Игната, а Копелян предстал в образе колоритного атамана Бурнаша.
Юхтин вспоминал: «…На этих съемках меня по ошибке «пристрелили» дважды. Помните, моего персонажа Игната убивают за то, что тот упустил пленного «мстителя» Даньку. Атаман Гнат Бурнаш, которого играл Ефим Копелян, уже застрелил меня, я лежу буквально под копытами его коня. И вдруг у меня над ухом раздается еще один выстрел – Копелян случайно еще раз нажал на спусковой крючок маузера. От неожиданности меня, «мертвого», буквально подбросило над землей, – это видно даже в кадре».
Был в жизни актера также опасный случай, не связанный собственно с процессом киносъемок. Однако «Его величество Кино» все-таки и здесь сыграло важную роль. Картина «Весна на Заречной улице», в которой снимался Юхтин, спустя много лет фактически уберегла от гибели.
Однажды актер угодил в ДТП – идя по улице, был сбит легковым автомобилем. Водитель машины помог пострадавшему мужчине подняться на ноги, предложил отвезти в больницу. Юхтин отказался: в тот момент он чувствовал себя вроде бы нормально. Благополучно добравшись до квартиры, артист некоторое время спустя все же почувствовал себя плохо. Пришлось вызвать «скорую».
Оказывая помощь, врачи не обнаружили у пациента серьезных травм. Однако они не стали скрывать от артиста, что ему очень повезло: если бы удар машины оказался посильнее, последствия могли быть куда более печальными. Вот тогда Юхтин и вспомнил, что в момент столкновения нес на ремне через плечо сумку, в которой лежала круглая коробка с пленкой фильма «Весна на Заречной улице». Именно в нее пришелся удар «Волги», так что этот «кругляш» смягчил удар автомобиля и тем самым, возможно, спас ему жизнь.