— Леонид был одним из первых моих партнеров в кино. Я его прекрасно знала только по ролям — «Живет такой парень», и что он был кумиром и любимцем зрителей. А я никто — студентка между вторым и третьим курсом. И совсем ничего не умела в профессии. Началась работа. И, знаете, с ним было сразу как-то удивительно легко. Он проявлял на площадке чудеса терпения. Георгий Данелия очень любил Куравлева, работая, они понимали друг друга с полуслова. Георгий Иванович говорил, а Леня тут же делал то, что просил режиссер. А мне нужно было репетировать. И Леонид вынужден был со мной репетировать. Так вот, я клянусь — ни разу не почувствовала в эти моменты от него ни раздражения, ни досады на то, что он должен тратить время на какую-то дебютантку.
Со временем я поняла, как это ценно, когда снималась сама с молодыми артистами. Я чувствовала, как изнутри поднимается раздражение на их неумение, тут же вспоминала работу с Леонидом Куравлевым, и мне становилось стыдно. Вспоминала его доброту и чуткость.
Ему столько было дано как артисту — мог вознестись. Но он был скромен, демократичен, вся съемочная группа обожала его, и работать вместе с ним было счастье-счастье.
— После съемок картины «Афоня», которая имела феноменальный успех в стране, вы продолжали общение? Может быть, снимались?
— Судьба подарила нам совместную поездку на фестиваль в Локарно — туда мы повезли нашего «Афоню». Там произошло следующее: публика не поняла фильм, он не был принят так, как у нас в стране.
— Как думаете, почему?
— Швейцарцы не могли понять, почему главный герой таскает унитазы из квартиры в квартиру, не понимали, почему другие персонажи возбуждаются от таких слов, как, например «чешская раковина». В общем, юмор наш они не приняли. Данелия был очень расстроен, я расстраивалась из-за него, хотя, честно говоря, была в восторге от всего увиденного. Ведь это 1974 год, жизнь в стране была совсем другой, мы мало что видели, а тут — Швейцария, и мне 20 лет.
Но Леонид в этой ситуации сохранял удивительное спокойствие, он поддерживал нас, и со временем я поняла, что это такое его качество — сохранять присутствие духа в любых сложных ситуациях.
Вспоминаю смешной момент в этой поездке: мы жили в шикарной гостинице, были прекрасные обеды, ужины, нас очень вкусно кормили. В один из дней я решила — закажу всё в номер, и мы прекрасно проведем время. С нами был представитель ТАССа, его дочь, и так сложилась хорошая компания. Как сейчас помню, Лёня принес бутылку водки. В этот момент в дверь постучали, я открыла — на пороге стоял официант. Увидев картину, где за столом с едой и водкой собрались люди, у него вытянулось лицо: он к такому не привык. И тогда Лёня, взяв водку, сказал весело: «Камрад, с нами, рюмку водки». Официант смутился, но лицо у него изменилось, и он улыбнулся. И когда потом мы спустились на ужин, Лёня с официантом были как друзья и ударили по рукам.
— Из вашего рассказа я понимаю, до какой степени он был открыт. Но вообще репутация у Леонида Вячеславовича была совсем закрытого человека.
— Возможно, но то, о чем я рассказываю, произошло 45 лет назад. Думаю, что он и тогда допускал к себе не каждого. Для него публичности актерской профессии было достаточно. И, наверное, в какой-то момент он устал. Да, я слышала, что он последнее время вел затворническую жизнь. А тогда на съемочной площадке «Афони» я видела, как к нему постоянно подходили люди, просили автографы, а группа старалась всячески его ограждать. Популярность у него была нереальная. У нас в «Афоне» было с ним не так много сцен — пять или шесть. Но эти съемки и Леонида я, конечно, запомнила.
Еще у нас была одна совместная работа — фильм Павла Любимова «Призрак дома моего». Мы встретились спустя 20 лет, и это было очень тепло. И потом, когда очень редко встречались, я чувствовала его расположение. Наше прошлое будет нам защитой.
И последнее, наверное, что я хочу сказать — мне было очень приятно, что он хотел прийти на передачу к Андрею Малахову — ее готовили к моему дню рождения. Организатор так и сказала мне: «Куравлев хочет прийти». К сожалению, он так себя неважно чувствовал, что не смог. Но мне было достаточно одного его желания.
Читайте также, что стало причиной смерти Леонида Куравлева: депрессия, деменция, вирус