Возможным кандидатом на главную роль в своей дебютной картине, к съемкам которой он приступил в 1963 году, режиссер и писатель Василий Шукшин считал Владимира Высоцкого.
Они были к тому времени довольно близко знакомы. Не раз встречались на дружеских посиделках в знаменитой квартире «на Большом Каретном».
По характеру своему, по «органике» будущий знаменитый советский бард очень подходил к типажу главного героя фильма – алтайского шофера Пашки Колокольникова. Начиная работу над картиной, Василий Макарович даже пригласил Высоцкого сделать фотопробы. Однако в итоге все-таки сделал выбор в пользу другого актера – Леонида Куравлева, внешность которого показалась Шукшину более подходящей к задуманному образу.
Как объясняют некоторые биографы Высоцкого, узнав, кто «перешел ему дорогу», Владимир Семенович не стал делать попыток переубедить режиссера. Ведь он понимал, что Куравлева с Шукшиным связывает уже давняя крепкая дружба. А понятие «друг» для Высоцкого было воистину священным, оправдывающим фактически любые поступки.
Действительно, Василий и Леонид подружились, еще будучи студентами ВГИК. Шукшин даже снял Куравлева в своей дипломной короткометражке «Из Лебяжьего сообщают».
Вот и теперь, несколько лет спустя, Василий Макарович все-таки отказался от кандидатуры Высоцкого (тот, вроде бы, показался ему на фотопробах чересчур «городским» человеком для персонажа «водилы» из алтайской глубинки). И предпочел ему Куравлева.
Леонид к тому времени уже снялся в нескольких фильмах, но роли оказались достаточно «проходными». Совсем иной «калибр» получился, благодаря шукшинскому фильму. Именно после этой картины Леонид Куравлев «проснулся знаменитым».
Впрочем, было у актера несколько «противопоказаний», которые могли бы поставить крест на его участии в съемках.
Первое из них – «административное». Куравлевские пробы не понравились худсовету киностудии им. Горького, на которой запускался В. Шукшин со своей новой картиной. Однако молодой режиссер показал свой упорный сибирский характер и сумел все-таки переубедить «мэтров» и настоять на одобрении этой кандидатуры.
Но вторую проблему решить в кабинетном споре было уже невозможно. Будущий экранный шофер-профессионал вообще не умел в то время водить машину!
О том, как удалось решить эту «техническую» «загвоздку», корреспонденту «МК» в свое время удалось узнать у самого Леонида Вячеславовича.
Актер признался, что после того, как его утвердили на главную роль, пришлось срочно осваивать водительское мастерство.
«Первые уроки мне давали водители с киностудии им. Горького, – рассказал Куравлев. – Под их строгим руководством я начал осваивать управление тем самым грузовиком ГАЗ-51, на котором предстояло сниматься в эпизодах фильма. Ездили сперва по территории студии, потом в городе... Правда, выбирали самые пустынные улицы. Учеба продолжилась, и когда выехали на натуру – в район Горно-Алтайска. В результате мне все-таки удалось вполне удачно изобразить в кадре заправского шофера Пашку...
Вскоре я так вжился в образ, так привык к работе за баранкой, что даже вызвался – по молодости! – сам исполнить опасный трюк: в сцене, когда мой герой выводит с нефтебазы загоревшуюся трехтонку. Однако Василий Макарович Шукшин мой молодецкий азарт охладил: «Давай, Леня, не будем рисковать!» Так что вместо меня тот подвиг совершал дублер – один из «матерых» алтайских водителей... А права водительские я получил уже позднее».
Интересно, что для создания еще более колоритного образа воистину народного героя – «своего парня» Пашки Колокольникова, Шукшин придумал дополнительный штрих: попросил Леонида Куравлева немного заикаться в кадре. Это получилось у того так органично и «вкусно», что позднее члены комиссии Госкино, принимавшей фильм «Живет такой парень», даже поблагодарили режиссера за то, что он «мастерски использовал природный недостаток артиста Куравлева – заикание».
Ранее актриса Симонова рассказала о Куравлеве и Ярмольник поведал о розыгрыше актера