Расми Джабраилов родился в 1932 году в предгорном дагестанском селе Касумкент, что почти в 200 км к югу от Махачкалы. Должно быть, чудо и подарок всем зрителям, что этот талантливый человек из эдакой глуши попал в Москву. В 1955 году он окончил актерский факультет ГИТИСа, а в 1961-м там же — режиссерский факультет. Свою карьеру начинал как раз как режиссер — сначала работал на киностудии «Таджикфильм», потом в Дагестанском русском театре имени М.Горького в Махачкале и Даргинском драматическом театре имени О.Батырая в Избербаше, а после — в Тульском областном театре драмы. В 1964 году поступил на службу в Театр на Таганке, который стал для него родным. И вскоре получил роль в фильме «Вертикаль» с Владимиром Высоцким, ставшем легендарным. Там он сыграл небольшую, но яркую роль Юртайкина, и пусть его и не указали в титрах, это был отличный старт. С тех пор Расми Джабраилов снимался беспрерывно и с азартом играл на театральной сцене. В одном из интервью, которое актер дал пять лет назад, его спросили: «Откуда столько энергии на сцене? В чем секрет вашей сценической молодости?» И он легко объяснил: «В азарте! (Смеется.) Любовь к театру и к людям. Чем больше даришь позитив своему окружению и зрителям, тем больше это возвращается к тебе. У актера нет понятия «уйти на пенсию» — иначе это «мгновенная смерть». Будем и дальше удивлять. (Смеется.)»
Любители кино старшего поколения помнят его яркие роли по таким фильмам, как «1001— я гастроль» (1974 год), «Скажи, что любишь меня!» (1977), «Деловая поездка» (1982), «Низами» (1982), «Украли жениха» (1986), «Частный визит в немецкую клинику» (1988), «Храм воздуха» (1989). Внимательный зритель наверняка запомнил Джабраилова по эффектным, пусть и небольшим ролям постсоветского времени — в «Моей прекрасной няне», «В августе 44-го…», «Доме дураков», «Марше Турецкого-2»…
«Я училась у него многому. Хотела добраться до его высот и даже перепрыгнуть. Я всегда волновалась, когда он смотрел мои премьеры. А как он смешно переживал, хромал по дворику ГИТИСа с ногой в гипсе, когда я поступала! Вообще он немного такой Епиходов. Всегда с ним всякие несуразицы нелепые происходили. То стрелой на сцене руку прострелят по случайности, то свалится в люк…» — вспоминает отца Мадлен Джабраилова.
С Расми, и правда, случалось всякое. Книга «Актерская курилка» (2003) сохранила для нас феноменальную историю о нем, рассказанную актером и режиссером Борисом Львовичем: «В ресторане Дома актера однажды за полночь возникла страшная драка: против десятка перебравших завсегдатаев стоял... один человек. Но человек этот был чемпион мира, великий боксер 60-х Валерий Попенченко. Посему нападавшие разлетались от него веером. И вдруг от дальнего столика поднялся артист Театра на Таганке Рамзес Джабраилов — худенький, маленький, совершенно беззащитный. Рамзес не собирался участвовать в драке: ему просто хотелось хоть как-нибудь прекратить эти крики, отравлявшие ему законные триста грамм после спектакля. Он с трудом поднял стоявшую в углу здоровенную напольную вазу и разбил ее о голову Попенченко. Тот рухнул как подкошенный, и подоспевшая как раз милиция заботливо вынесла мастера с ристалища. На следующий день в ресторане царила непривычно напряженная атмосфера: все ждали развязки. И действительно — около полуночи в зал вошел Попенченко с забинтованной головой. Огляделся, нашел, кого искал, и направился к дальнему столику. Рамзес встал ему навстречу во весь свой почти детский рост, уставился огромными черными печальными глазами в переносицу чемпиона и в полной тишине отчетливо произнес: «А в следующий раз... вообще убью!» Попенченко от неожиданности расхохотался, обнял Рамзика своими знаменитыми колотушками, плюхнулся на соседний стул... и дружил с ним до конца своей короткой жизни».
На счету Расми Джабраилова около сотни ролей в кино и еще больше на театральной сцене. Все больше — второго плана, зато какие! Валерий Золотухин говорил о коллеге: «...Расми Халидович на сцене играет хорошо. Он плохо играть вообще не умеет. Он может играть нечто далекое и даже противоположное от того, что просят, но будет играть это свое все равно хорошо. А вообще это добрый, неунывающий артист. Представьте себе Чаплина. Такого же маленького человека, только не еврея, а лезгина. Кавказского человека, проще сказать...»