В Театре на Малой Бронной поставили подзабытого Юрия Трифонова

На сцене воссоздали советскую кухню семидесятых

Во «Дворце на Яузе», куда на время ремонта переехал Театр на Малой Бронной, небольшой зрительный зал для спектакля «Оля+Сережа» оборудовали прямо на сцене. Публика имеет возможность наблюдать за героями несправедливо забытого советского писателя Юрия Трифонова на близком расстоянии.  

На сцене воссоздали советскую кухню семидесятых
Фото предоставлено пресс-службой театра

Их всего двое – он и она, муж, которого уже нет на свете, и его вдова, вступающая с ним в диалог. Главные и единственные роли сыграли Иван Шабалтас и Ольга Лапшина. За «историей о взаимоотношениях внутри семейной пары», как определили жанр спектакля авторы, мы наблюдаем на протяжении 1 часа и 15 минут. 

Будучи студентом Литературного института, Юрий Трифонов публиковал в «Московском комсомольце» свои первые рассказы. Повесть «Другая жизнь» написана им в 1969 году после знаменитого «Обмена», но до «Дома на набережной». В 1989 году ее экранизировал Валерий Лонской, назвав двухсерийный фильм «Свой крест». Сергея там сыграл Виктор Раков, а Ольгу - Елена Яковлева.

Лонской показал тот слой московской интеллигенции, о котором писал Трифонов. На экране присутствуют и герои былых времен вплоть до Ленина и Николая II, поскольку Сергей пишет диссертацию на тему царской охранки, что не вызывает энтузиазма у коллег и рождает  параллели с современной жизнью и стукачеством. А потом Сергей неожиданно умирает, хотя ему всего 42 года. 

В Театре на Малой Бронной с «Другой жизнью» обошлись радикальнее. Ее инсценировала и поставила ученица Сергея Женовача Евгения Громова, работавшая актрисой в его «Студии театрального искусства», прошедшая стажировку в МХТ им. Чехова у Константина Богомолова, с которым позднее снималась в «Психе» Федора Бондарчука. Понятно, что в час с небольшим не уложить все события, описанные Трифоновым. Из его повести Евгения Громова извлекает всего одну камерную линию, связанную с обыкновенной супружеской парой, прожившей вполне счастливую жизнь. Иногда муж и жена ссорились, выясняли отношения, пересчитывали его женщин и измены, но, когда супруга не стало, вдова заново проживает их прежнюю общую жизнь, общается с ним  как с живым. А он не верил в возможность собственной смерти. 

Оля и Сережа вполне советские люди. Он защищает диссертацию, но деталей мы не узнаем. Просто в силу своего непрактичного подхода к жизни Сережа не может толком договориться с людьми, чтобы все прошло, как надо. Оля работает в юридической конторе, хотя в повести Трифонова она биолог. Это мать Сергея - юрист, и невестка после его смерти  живет с ней  в одной квартире.  В  спектакле  Оля одна, как в вакууме, и общается только с  умершим мужем. Никого вокруг нет  в целом мире, никакого социума. 

Художник Ольга Богатищева воссоздала кухню образца 1970-х, на которой все и происходит. Он и она вспоминают былые дни, знакомство и первую близость. Они пьют кофе, и всего этого достаточно, чтобы разбивались сердца. Играют актеры тонко и нежно. Никакой фантасмагории нет, хотя она жива, а он мертв, ничего волшебного, как в «Бэтмене против Брежнева», где Ольга Лапшиной недавно сыграла советского генсека, уставшего от государственных забот и нашедшего утешение в приветливой советской семье. Все думают, что Брежнев умер, а он просто ушел в другую реальность. Но там важно было время, а здесь - нет. Оно может быть любым. Герои не привязаны к нему.  

А потом на сцене появится некий человек, которого играет тот же Иван Шабалтас. Он придет к Оле за юридической помощью, поскольку устал жить без любви и хочет развестись. Она его выслушает. Разговор всколыхнет все внутри, но на этом история оборвется. А у Трифонова все только начинается – целая новая жизнь, способная возместить то, что ушло. Канва осталась, какой-то верхний слой снят, есть нежный и легкий флер, и это ценно, но эпоха ушла. Старомодной кухонной мебели для нее недостаточно.

Мы живем в другое время, и люди теперь другие. А что было «до», так волновавшее удивительного писателя Трифонова? Пришедшие на спектакль молодые зрители не поняли, а что, собственно, было.   

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28704 от 17 января 2022

Заголовок в газете: Разговоры с мертвым мужем в театре на Малой Бронной

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру