В середине прошлого века Владимир Михайлович Гориккер начал снимать фильмы-оперы. Он сумел соединить в них, казалось бы, совершенно несовместимое: оперное искусство и полноценное игровое кино.
К великому удивлению и восторгу зрителей у Гориккера в фильмах пели многие популярные в стране драматические актеры.
Среди тех, кого привлекал для исполнения ролей в своих музыкальных фильмах Владимир Михайлович, были великолепнейшие Александр Ширвиндт, Иннокентий Смоктуновский, Вера Васильева, Людмила Касаткина, Владимир Басов, Александр Белявский… И как же они у него запели – прекрасно поставленными оперными голосами! Впрочем секрет таких вокальных успехов становился понятен при взгляде на титры: там было указано, кто из признанных мастеров советской оперной сцены дублирует каждого драматического актера.
По словам самого режиссера, далеко не всегда ему удавалось быстро уговорить звезд советского экрана имитировать пение перед объективом камеры. Многие знаменитости от столь необычного предложения поначалу категорически отказывались. Однако Гориккер проявлял настойчивость и в итоге у него почти всегда получалось уговорить даже очень титулованного артиста.
Фильмы, снятые Владимиром Михайловичем, «давали фору» многочисленным экранным операм, которые до того уже были выпущены на экраны в СССР и за рубежом. Их создатели поступали просто: переносили исполнение оперы из театральных декораций на натуру, снимая классических певцов в интерьерах настоящих дворцов, на улицах старых городов... Однако при таком методе очень часто зрителю были заметны актерские огрехи. Ведь даже многие из признанных мастеров вокала не в состоянии были, оказавшись перед кинокамерой, соответствовать высокому уровню кинематографической драматургии.
Путь, выбранный Владимиром Гориккером, конечно требовал от съемочной группы куда больше времени и сил, но это с лихвой окупалось получившимся результатом: получались удивительные фильмы, где музыкальная и драматургическая составляющая оказывались достойны друг друга.
По первой своей профессии Владимир Гориккер – артист. В 1947 году он закончил Щукинское училище. Однако уже через несколько лет поступил на режиссерское отделение ГИТИСа.
Дебют Гориккера-режиссера состоялся в середине 1950-х. Молодой выпускник сразу же нацелился на создание музыкального кино и снял короткометражку «Соната Бетховена», которая даже была рекомендована для всесоюзного кинопроката. А в 1956 году Владимир Михайлович продолжил обучение. Он поступил на только что открывшиеся Высшие режиссерские курсы. В числе его учителей были знаменитые создатели лучших советских фильмов - М. Ромм, Г. Александров, И. Пырьев…
Уже вскоре после завершения этих курсов Гориккер стал снимать один за другим полноформатные фильмы-оперы по произведениям композиторов-классиков – «Иоланта», «Каменный гость», «Царская невеста»…, - где он выступал также и в качестве сценариста.
Долгие годы Владимир Михайлович сотрудничал с ведущими киностудиями страны. Им были сняты музыкальные игровые фильмы «Звезда экрана», «Под крышами Монмартра», «Осенние колокола», «Серебряное ревю». А в начале 1990-х он на протяжении нескольких лет являлся художественным руководителем вновь образованной тогда студии «Кино и музыка». В этот период им сняты по собственным сценариям видеофильмы «Борис Годунов» и «Джульетта и Ромео».
Музыкальные «кино-эксклюзивы» Гориккера несколько раз были отмечены наградами на международных фестивалях - в Бергамо, в Салерно, в Вольдепиано…
Недавно, 2 ноября Владимир Михайлович отметил свое 96-летие. Но до наступления нового 2022 года дожить ему было не суждено. О смерти этого уникального мастера экрана нам сообщил его сын, Владимир Смелков.