Для «Никитских ворот» история с «Мушкетерами» вышла удивительная. Ещё в далекие 70-е годы прошлого века веселая и талантливая компания из трёх мужчин сочинила по авантюрному роману Дюма-отца мюзикл «Три мушкетера». Марк Розовский написал пьесу, Юрий Ряшенцев - стихи, ну а Максим Дунаевский, естественно, музыку. И сначала их «Мушкетеров» поставил московский ТЮЗ (постановка сразу стала хитом, на который рвалась вся Москва), а потом бравые драчуны и жуиры пошли гулять по стране. Где эта постановка только ни шла - и везде гарантировала кассу, а постановщикам с артистами приносила славу.
Впрочем, было место где эту беспроигрышную вещицу не ставили - в театре у самого Марка Розовского. Невероятно, но факт - автор пьесы отказывался от своего же хита в пользу постановок, отвечающих, с его точки зрения, актуальности момента. Но все же час пробил и в XXI веке, его первой четверти, мушкетерам «У Никитских ворот» воздали по заслугам. Все та же компания - Розовский, Ряшенцев, Дунаевский - взялась за дело.
- Новая пьеса, новая версия, а первооснова, конечно, та же - бессмертный роман Дюма в следующем театральном прочтении , - говорит автор пьесы и постановщик спектакля Марк Розовский. - Общее решение весьма далеко от того, что стало привычным в знаменитом трехсерийном фильме. Любые сравнения кажутся мне не плодотворными, хотя отдаю себе отчёт, что их не избежать. Но одно это подстегивало мой азарт - сделать наконец свои «Три мушкетера» на том языке и с той концепцией, которые изначально нам с Юрием Ряшенцевым были более близки.
Идея замечательная, но опасная: произведения уже легендировано и обречено на бесконечные сравнения. Но лозунг (теперь - слоган) «один за всех и все за одного» - как путеводная звезда освещала дорогу сильно повзрослевшей компании, своим мюзиклом несущей праздничность и витальность. Все это есть (и в полной мере) на небольшой сцене театра Розовского. Местами даже через край. А что делать - материал обязывает.
У Розовского и компании не особо детализирован сюжет, который всем известен с отрочества, а кому и с детства. Здесь важнее символы - как совершаются истинно мужские поступки, как бьются за честь, наказывают предательство и воспевают любовь, но... Крупным планом в премьерном спектакле остаётся все-таки дружба. Та самая, которую так жестоко и цинично подвергает испытаниям наше время, пытаясь обесценить ее на фоне тотального культа денег (а деньги нужны, как известно, не только Парижу). Но во все времена находятся люди, которые верят в это эфемерное понятие. У Никитских ворот все те же ироничные романтики 60-х - Розовский, Дунаевский, Ряшенцев, в которых, если взглянуть на их жизнь, мушкетерского совсем не мало.
Новые мушкетеры - Константин Иванов (Атос), Владимир Давиденко (Портос), Марк Кондратьев (Арамис) и Игорь Скрипко (Д’Артаньян). Этот состав очень точно попадает в типажи. И играют отменно, особенно хочется отметить работу Константина Иванова, рисунок его роли очень точно выверен. Обаяния Игоря Скрипко в роли гасконца Д’Артаньяна с избытком хватает, чтобы прикрыть огрехи, связанные со вводом артиста в спектакль.
По форме у Марка Розовского мюзикл получился острый и стремительный, как клинок. Такой эффект создают и танцы (Антон Николаев), и бои на шпагах, одиночные и групповые (постановка Виктора и Олега Мазуренко) и, конечно, главное - музыка Максима Дунаевского в аранжировках Артура Байдо. Для новой версии «Мушкетеров» композитор написал ещё несколько номеров.
Надо сказать, что бьются здесь лихо, хотя для театра поставлены не самые сложные бои. Но в своём массовом рисунке они создают иллюзию доброй драки. Фехтовкой овладели даже юные прелестницы, которые по воле режиссёра освоили сразу несколько массовок. Они - гвардейцы кардинала, они же - придворные на балу у королевы, а во втором акте - кармелитки, пейзанки и даже алзмазные подвески. Да, да те самые, из-за которых едва не развалился королевский супружеский союз и за которыми мушкетеры срочно помчались в Англию. Правда, две подвески, заплетая от усталости ногами, чуть не опоздали, когда король пересчитывал бриллианты на платье королевы.
Если первый акт - мушкетерский (их встреча с Д’Артаньяном), интрига и коварство Ришелье (Валерий Шайман), то второй, бесспорно, принадлежит Миледи. В ее роли многообещающая актриса Яна Прыжанкова, кстати - лауреат театральной премии «МК» за лучший дебют прошлого сезона в спектакли «Фанни», где она блистательно сыграла реальную эсерку Фанни Каплан, стрелявшую в Ленина. Здесь у неё совершенно иной образ, и она его рисует дерзко, свободно. Эта значительно выше среднего мужского роста брюнетка бесстрашно проделывает акробатические трюки, легко перелетая с одной лестницы на другую, фехтует, бьет степ и, кажется, сам черт ей не страшен. На «Мушкетерах» Яна работала ещё и ассистентом режиссера, так что при большой физической нагрузке ее роли во втором акте ей приходится присматривать за спектаклем изнутри.
Замечательно ведут свои партии актеры театра, работающие в нем с основания - Ирина Морозова (аббатиса), Наталья Корецкая (королева Анна Австрийская) и король Людовик XIII «Справедливый» (Юрий Голубцов). В финале Д’Артаньян предлагает залу спеть вместе с артистами и от такого предложения никто не отказывается. Ведь один за всех и все - «пора-пора-порадуемся на своём веку». В данном случае в XXI, его первой четверти.