Открытие «ГЭС-2» многие окрестили главным культурным событием года. В начале декабря вся столичная арт-тусовка ела устрицы, щеголяла в экстравагантных костюмах и селфилась на долгожданной премьере Дома культуры. Тереза Мавика была первой леди вечера, изысканной и утонченной, как королева английская. Всего за несколько дней до того пространство осмотрел президент страны Владимир Путин, что редкий случай в культурной жизни, особенно в нынешние чумные времена. Казалось бы, победа: после шести лет изматывающей реконструкции, в результате чего электростанция, к строительству которой в начале ХХ века приложил руку сам Шухов, восстала из руин и превратилась в российскую версию Tate Modern. Лондонский музей ведь тоже стоит на берегу реки и тоже занимает помещение бывшей электростанции. «Реабилитировал» памятник не кто-нибудь, а модный итальянский архитектор с тонким пониманием контекста Ренцо Пиано, который реставрировал и парижский Центр Помпиду. И ведь оправдал: здание со стеклянной крышей и синими трубами получилось стильным и современным. Соответствующим мировым трендам, а сегодня индустриальная архитектура — самая модная. Казалось бы, Тереза Мавика неплохо потрудилась: это она выбрала место, архитектора, собрала команду. Почему же накануне Нового года итальянка уходит с капитанского мостика большого корабля?
О причинах спорят. Одни говорят — Мавика сама устала, все к этому шло. Другие связывают скоропостижный уход Терезы с реакцией Владимира Путина после осмотра места. Президент ведь побывал в Доме культуре раньше всех, но о его визите написали лишь пару строк, мол, был, на рояле играл (точнее, на одной его клавише). Говорят, ему не понравилось. Не слишком ли западным получился проект? Судачат, что и скандал со скульптурой швейцарца «Большая глина №4» сделал свое дело. Кстати, выбор Урса Фишера в качестве визитной карточки премьеры — тоже решение в угоду мировому тренду. До прибытия в столицу «Большая глина №4» уже успела погостить среди стеклянно-бетонных городских джунглей на Парк-Авеню в Нью-Йорке и на центральной площади Флоренции — напротив фасада Палаццо Веккьо, по соседству с «Давидом». Кто бы знал, что в глиняной массе с отпечатком рук художника, посвященной самому акту создания, Максим Галкин углядит, простите, кучу говна. Так или иначе, с легкой руки юмориста «Глина» быстро получила всенародную, но сомнительную славу. В итоге крайней сделали Мавику — по совокупности всего?
А ведь это была не первая неурядица в этом году для итальянки. Летом, перед скандалом с «Глиной», ее сняли с должности комиссара русского павильона Венецианской биеннале. Комиссарство Мавики выдалось на чумные годы, никто толком так и не увидел, какую архитектурную мастерскую она там устроила. В условиях мировой изоляции приходилось судить по описанию, но смысл был тот же, что на выставке в «ГЭС-2», искусство должно было твориться в режиме реального времени, в условиях арт-лаборатории. В итоге этим летом Мавику отстранили.
После истории с «Глиной» масла в огонь подлило содержание «ГЭС-2» — проект исландского художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара». В арт-сообществе шептались: «Что значит вся эта ваша «Санта-Барбара» и карнавал? Мы как будто в сказке про голого короля... «ГЭС-2» объясняла — здесь важен сам процесс, это же перформанс в режиме реального времени, нон-стоп три месяца подряд. Подпортили впечатление и разные огрехи на вернисаже: непродуманная навигация (зрители просто не нашли некоторые залы), протечка крыши (публика заметила лужи), незакрывающиеся кабинки уборной. Апофеозом открытия стал концерт «Мумий Тролля», оглушивший публику: говорят, стеклянная крыша ходила ходуном.
Так что же дальше — «карнавала не будет», как поется у Лагутенко? Мало построить модную культурную площадку, ее надо правильно наполнить и вести в большое художественное плавание, а это самое сложное. Что ждет «ГЭС-2»? Что будет с Мавикой? Кто займет ее место? Отвечаем на самые задаваемые вопросы. Уже известно, что Тереза возглавит музей в Венеции, расположенный в палаццо на набережной Дзаттере (дом середины XIX века выходит фасадом на канал Джудекка). Ее место в Москве временно занял Артем Бондаревский, который в течение последних лет был заместителем генерального директора по административным вопросам. Молодой человек, юрист по образованию, фигура в арт-среде неизвестная, — вряд ли он будет управлять Домом культуры. Вполне вероятно, что активнее включится в процесс Виктория Михельсон. Дочь основателя музея на Болотной уже подросла — ей 29 лет. Она получила специальное образование — изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете. Вошла в экспертный совета 6-й Московской международной биеннале молодого искусств и попечительский совет New Museum в Нью-Йорке. Успела поработать в команде «ГЭС-2». Но справится ли богатая наследница с такой махиной? Сможет определить курс корабля или привлечет модных кураторов и экспертов, доверит профи? Пока что за художественную часть продолжает отвечать Франческо Манакорда, назначенный в сентябре. Молодой человек, прежде работавший в музее «Тейт» в Ливерпуле, такая же «темная лошадка» для московского арт-сообщества, как и Артем Бондаревский, занявший позицию Мавики. А там как знать — покажет следующая серия. Одно ясно: открытие «ГЭС-2» запомнится как сериал, и нас ждет еще не один неожиданный поворот в русской Санта-Барбаре на Болотной.