В Театре Терезы Дуровой запела кукуруза

Художественное путешествие по этносам и культурам с остановкой в Мексике

Театр Терезы Дуровой к новогодним праздникам приготовил маленьким зрителям и их родителям горячий и солнечный сюрприз – музыкальный спектакль «Кукурузный человечек» по мотивам загадочных и таинственных мексиканских мифов в сопровождении энергичных мелодий и ритмов в стиле латинос. Как всегда – поток прекрасной музыки в исполнении живого оркестра, отличный вокал, буйство форм и красок на сцене и захватывающий сюжет. Художественное путешествие по этносам и культурам, начатое в этом театре несколько лет назад, продолжается. Остановка – Мексика.

Художественное путешествие по этносам и культурам с остановкой в Мексике
Фото: Владимир Майоров/teatrium.ru

Интригующий сюжет с элементами мистического триллера и даже хоррора захватывает с первых сцен. Впрочем, сначала – пролог в исполнении пары певцов – Анны Прокопьевой и Егора Комарова, одетых в национальные мексиканские костюмы: летящая юбка, пестрые цыганские краски, непременное сомбреро. Участие Виктории Севрюковой в создании костюмов очевидно: сочетание смелости и вкуса, театральности и этнической достоверности – все здесь в гармонии. Соавтором Виктории выступила Ольга Резниченко – дуэт художников вышел очень гармоничным. Образы духов, злых и добрых – а они в этом спектакле играют, пожалуй, основную роль, – получились впечатляющими. В меру страшными. И без меры смешными: пугать детей никто не собирался. Сценография Марии Рыбасовой сказочно эффектна и в то же время иронична. Особенно в сценах инфернального мира, где бесчинствующие злые кукурузные духи предъявляют зрителям гигантский скелет. Ужасно забавный. 

История – нравоучительна, как и полагается сказке. Крестьяне, работающие на мексиканской кукурузной плантации, празднуют традиционный обряд прощания девочки Эсперансы (Надежда Мисякова) с детством. В день своего 15-летия она получает в подарок новую куклу, которую должна… выбросить. Вот так – новую куклу. И это своего рода подвиг: отныне она взрослая, носит каблуки (туфли ей дарят вместе с куклой), и ждут ее уже совсем другие игры. Например, замужество. Но эта взрослая тема остается за кадром – в кадре же опасное приключение младшего брата Эсперансы Матео (Арсений Черешнев), душу которого коварный маг Эухенио отдает злым духам. Есть здесь и еще одна 15-летняя девочка – избалованная и капризная бездельница Пилар (остроумная работа Анастасии Фадеевой) – традиционный сказочный антагонист положительной героини. Впрочем, в стремлении спасти мальчика, превращенного при помощи черной магии в танцующую кукурузную марионетку (замечательная пластическая работа Марты Капелюш, наряженной в фантастический костюм Любови Скорецкой), Пилар перевоспитывается и становится работящей и веселой девочкой. Сюжет адаптирован и пересказан Артемом Арабовым (автор пьесы) и Андреем Усачевым (автор стихов) живо, современно, в достаточной степени пиетета перед языческими легендами ацтеков и майя. И это правильно – никто не знает, как далеко могут зайти магические свойства кукурузы: не зря до сих пор кукурузная тема продолжает оставаться весьма популярной в голливудских мистических ужастиках.

Фото: Владимир Майоров/teatrium.ru

На сцене, как всегда в спектаклях Терезы Дуровой – живой оркестр, в который входят аутентичные духовые и ударные инструменты. На этот раз – мексиканские. Здесь есть гуиро и конга – перкуссия, окарина и чичтли – свистелки, которые используются во многих фольклорных традициях.  Конечно, есть гитары – акустические и электро, труба, клавиши, скрипка.  Композитор Сергей Кондратьев создал оригинальную музыку в стиле латинос, динамичную и ярко театральную. Есть ощущение, что использованы в спектакле и оригинальные мексиканские песни. Испанский язык присутствует в вокальных номерах как краска – впрочем, зрители могут подготовиться и выучить испанские слова и даже фразы по словарю, который представлен в программке. 

Фото: Владимир Майоров/teatrium.ru

Десять музыкантов под управлением Василия Пехова рулят действием, направляют его, комментируют, прерывают, возобновляют. Они здесь главные – и это эксклюзивный прием автора спектакля Терезы Дуровой, не первый раз создающей синкретический спектакль, в котором все элементы равны – драматическая игра, сценография, танец, пластика (Артур Ощепков, Владимир Ананьев и Арсений Краковский, создавший уникальный рисунок движения Кукурузного человечка), вокал, акробатика. Но все же первый элемент среди равных – музыка, определяющая главные смыслы. 

После окончания моя 11-летняя спутница, взятая с собой в качестве эксперта по детскому театральному искусству, припомнив другие работы театра в аналогичном жанре этнического мифологического мюзикла – «Волшебная мельница Сампо» (Финляндия), «Волшебная лампа Аладдина (арабский восток), «Маугли» (Индия), «Меч самурая» (Япония), «Вересковый мед» (Шотландия), спросила: а русский спектакль есть? Что ж… Пожалуй, сформулирован социальный заказ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру