— Доброе утро, Нина Яковлевна. Как настроение?
— Спасибо, что приехали. Я тронута.
— А мне приятно, что помните меня. Мы ведь встречались в мае, а после этого столько журналистов у вас побывало, нашествие было после вашего неожиданного выигрыша. Про ваш юбилей с утра подумала: «Нина Яковлевна проснулась и, наверное, сказала себе: «Мне сто лет». Ошибаюсь?
— Так и продумала. Но, знаете, как-то ничего нового не почувствовала. Все как было, так и есть. Но, может, чуть сил меньше стало. А так…
Директор дома, основанного великой Марией Савиной 125 лет назад как последний приют комедиантов и сирот, оставшихся после них (до революции сирот здесь тоже принимали), Наталья Чибирева рассказывает мне, что, когда Мазаевой отмечали 97, актриса спросила: «Это что, старость началась?» А когда в прошлом году формировали новогодние подарки, Нина Яковлевна не отказывалась от шампанского. Им она угощала гостей, хотя сама шипучему игристому предпочитает рюмочку водочки с селедочкой.
Нина Мазаева — феномен со всех точек зрения. Она находка для журналистов: прекрасная память, замечательно говорит, дает точные формулировки и образные характеристики. Такого не встретишь у тех, кто значительно моложе. Беда только — глаза подводят и с ногой проблема (последствия давнишнего падения и не сделанной вовремя операции) — это да, а вот память и реакции — отменные.
Помнит в деталях, как снималась с Петром Алейниковым в картине «Небо Москвы». Она — студентка ВГИКа, он — звезда советского кино. Война, а у них на съемках начался сумасшедший роман, который, увы, при сильных чувствах с двух сторон не имел счастливого конца. Зато была счастлива и в браке с актером Николаем Ляховым, и в профессии — в театре на Литейном, где оба служили. Фото свидетельства теперь на выставке, размещенной на втором этаже дома — аккурат напротив входа в большой зал, где с утра репетируют поздравления долгожительнице.
Кстати, Нина Мазаева — не первая актриса, отмечающая в Доме ветеранов сцены столетие. В 2020 году здесь чествовали знаменитого фониатора Мариинского театра Валентину Ивановну Парашину. В театральном Ленинграде, а потом Петербурге ее называли не иначе как «золотые ручки»: умела лечить без проколов у певцов гаймориты, восстанавливала им связки... Не захотела уехать с дочкой в Америку, осталась в Петербурге, хотя сама коренная москвичка. Ушла из жизни на 102-м году.
Нина Яковлевна Мазаева — вторая 100-летняя за последний период истории Дома ветеранов сцены имени М.Г.Савиной. И вот какая с ней приключилась на сотом году жизни история. Нина Яковлевна решила сделать прививку от COVID — и сделала. Мало того что хорошо перенесла «Спутник», избежав каких-либо осложнений, — она, сама того не зная, выиграла в лотерею по вакцинации 100 тысяч рублей.
— Она, когда узнала, сразу заявила, что 100 000 хочет пустить на юбилей, гостей назвала. Вот и вы приехали, — поясняет Наталья Чибирева.
А Нина Яковлевна подтверждает, что хотела всем подарочки купить, а вот теперь… «не знаю, когда смогу. Жаль».
И вот тут-то и выясняется, что радость по поводу нежданного выигрыша преждевременна. Чтобы получить деньги, надо соблюсти тысячу формальностей: зарегистрироваться на Госуслугах, пройти по всем ступеням портала, иметь карту «Мир», куда перечислят сумму... Конечно, за столетнюю женщину сделали все в администрации. А если бы она не жила в Доме ветеранов сцены, а была одинокой старушкой, которая, естественно, не знает, как обращаться с компьютером и что такое онлайн-регистрация? И вообще не выходит на улицу, чтобы завести какую-то там карту: ей же каждый месяц пенсию приносят.
— Мы-то все сделали, — рассказывает Чибирева. — И карту завели, и зарегистрировали Нину Яковлевну на Госуслугах. Внесли все данные, но сегодня, как раз в ее день рождения, выяснилось, что ее нет среди победителей розыгрыша. Как же так? Собес и другие организации нам подтвердили это, помогали как могли, но, как видите (показывает надпись в личном кабинете Нины Яковлевны), ее нет среди победителей.
Надо сказать, что актриса по этому поводу вовсе не убивается, но все же обидно: хотела гостей порадовать.
Не обидно, а противно другое: любое хорошее дело у нас становится жертвой бюрократии и волокиты. Выигрыш по вакцинации при всей казуистике придет не раньше, чем через несколько месяцев. А если человек не дождется, не доживет? И сколько в стране у нас столетних победителей? Стыдно, неловко, господа. «Хотели как лучше, а получилось как всегда…» — Черномырдин навсегда.
А Мазаева — победитель, и бесспорный: пережила войну, лишения, потери. Наконец, она выиграла у времени, дожив до 100 (!!!) лет. А вот многоходовую бюрократическую систему, причем XXI века, причем цифровую, похоже, ей не одолеть.