Выставка поделена на три части - так знакомиться с более чем 300-летней историей праздника намного легче и приятнее. И первый зал, посвященный календарям разных культур и народов, отсылает нас к истокам - к 1 сентября. Именно тогда на Руси встречали Новый год. Зимним это торжество стало лишь в 1699-м, когда Петр Великий издал указ о введении летоисчисления с Рождества Христова.
Новый календарь. Новые традиции. И новый праздник, который крестьяне, как и привезенный из-за границы картофель, приняли не сразу и долгое время главным событием зимы считали Рождество. Колядки, гадания, катания на санках и пышные застолья - в череде народных гуляний Новый год просто терялся.
Ознакомиться с этой частью истории можно во втором зале: прототипы пивных чар, форм для холодца, столовые приборы ручной работы, сделанные мастерами из Архангельской и Новгородской областей, можно рассмотреть поближе. В отдельных витринах - совершенно уникальные экспонаты: например, деревянная пряничная доска, изготовленная в Новгороде XI века. Или металлический пивной чан XVII века, доставленный на выставку из «Александровской слободы», бывшей загородной резиденции московских государей. Такое сочетание эпох воссоздает нужный антураж и вместе с тем показывает связь поколений.
Светское общество довольно быстро признало Новый год - свидетельствует большой лубок конца ХIХ века, украшающий стену третьего зала. Выведенная на нем история гласит: 1 января в знатных домах всегда встречали бокалами с шампанским, а затем шли смотреть фейерверк. И это тоже ввел Петр I своим указом, повелев сопровождать празднование Нового года иллюминацией и «украшением от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых» улиц и дворов.
А вот обычай ставить елку дома ввели намного позже - в XIX веке и опять-таки представители правящей династии. Считается, что именно Александра Федоровна, супруга императора Николая I, прибывшая из Пруссии, установила первую рождественскую елку в домашних покоях в 1817 году. Затем эту традицию переняли и другие знатные семьи. А первыми украшениями на лесной красавице стали перстни с драгоценными камнями.
Коломенская выставочная елка хотя и без алмазов-бриллиантов, но тоже искусно наряжена: игрушки стеклянные, керамические с гжелью, картонажи, интересные бонбоньерки, желатиновые бусы, мишура - все это крупицы прошедших эпох, бережно собранные по всей России.
- Советские игрушки здесь вполне обычные. Но это сделано для того, чтобы люди могли найти на нашей елке и свои игрушки, - рассказывает историю экспонатов куратор выставки Наталья Полонникова. - А вот дореволюционные украшения собраны тут достаточно редкие, доставлены из частных коллекций. Потому что музеи все-таки не занимались закупкой и сохранностью предметов, посвященных елке.
На игрушках, открытках, конвертах и почтовых марках прослеживается всем известный образ старика с белой бородой и ледяным посохом - Дед Мороз, а точнее его прототип, как и сам праздник, сначала появился в Европе, а затем плавно перешел и к нам.
Раньше в немецких прейскурантах встречался некий Старик, - продолжает свой рассказ Наталья. - Именно он позже и стал Рождественским Дедом. А наш Дед Мороз появился в России в начале века XX. Его продолжили так называть и в советское время. Кроме того, до революции в прейскурантах даже встречается упоминание Снегурочки, но ее изображений, к сожалению, у нас нет.
В этом зале можно увидеть и сборники рождественских песен третьей четверти XVI века. А еще нотную рукопись службы 1 января, по которой пел сам Петр Великий. Новогодние открытки и письма - эти послания имеют особый шарм, их искренность подкупает и трогает. Вот как звучит одно из них: «Моему самому сладкому мужу с нежными пожеланиями и благословением счастья в новом 1895 году. От его любящей жены Аликс. Санкт-Петербург», - пишет Александра Федоровна своему супругу Николаю II. Или вот: «С новым 1914 годом душку Алексея. Мария» – поздравляет дочь царя своего младшего брата, наследника престола. Кроме них, здесь поздравительные открытки, подписанные и другими родственниками последнего императора.
Новый год — символ надежды. Шанс начать все сначала, оставив неудачи в прошлом и шагнуть в новую, лучшую жизнь.
Меняется время, но традиции пить шампанское или думать о лучшем в Новый год остаются. Это чувство радостного предвкушения как раз объединяет все три века, что мы и хотели показать, - признается Наталья Полонникова.
«Три века русской елки» - действительно машина времени. Она переносит нас туда, где мы по-детски наивны и счастливы. Или просто поднимает настроение.