В начале ноября Оксимирон развернул активную кампанию прогрева аудитории, выпустив на аперитив саморазоблачающий клип «Кто убил Марка?», который вызвал массу эмоций и обильное слюноотделение у публики, давно вожделеющей нового альбома. Первым блюдом этого пиршества стал сборник миксов старых песен «Смутное время», от которого поклонники слегка приуныли и даже начали обижаться, они хотели чего-то посвежее, дух старого времени показался им затхлым душком. Здесь артист немного прокололся в своей маркетинговой тактике оттягивания резины, чтобы ударило посильнее. В песнях Оксимирон по поводу и без повода выставляет на показ свои еврейские корни, особенно когда речь идет о деньгах, и в этом альбоме он объяснит большим лейблам, что «жида», как он себя называет, не так-то просто обмануть… Все ждут, резина тянется. Наконец, к началу декабря выстреливает. Главное блюдо осени для рэперов - полностью и абсолютно новый альбом Оксимирона «Красота и уродство». Где красота, видимо, – это искусная словесная вязь текстов автора, а уродство – все несовершенства, которые отмечает вокруг себя и внутри себя Окимирон, в миру – Мирон Федоров. Наблюдаемое снаружи и внутри уродство здесь перемешано и объединено в один хлесткий и бесконечно самовоспроизводящийся поток рефлексии.
Оксимирон описывает различные ограничения: от политических, полицейских и социальных до глубоких психологических самоограничений, которых полно у каждого. Однако смелых противорежимных заявлений альбом не содержит. Известный хождениями на митинги рэпер только делает вывод о том, что этому миру «требуется судебно-тюремно-полицейская реформа», иначе ничего не изменится. Различные структуры власти раздражают его одним только своим существованием: ФСБ, ГРУ, ЦРУ, ФСКН, ГАИ и так далее. Постоянная оглядка на аббревиатуры здесь больше похожа на манию преследования, чем на четкое высказывание по делу. Оксимирон привычно играет словами в стиле «слева рестик – справа арестик» и не упускает возможности упомянуть: «Надо мной только небесный Президент». Вот и вся оппозиционность.
В основном же на протяжении всего альбома Оксимирон воспевает собственное творческое возрождение: «Кто знает, где я был все эти годы? Выжившим героям полагается разбор полета». Все эти годы артист, оказывается, был занят самокопанием, рассматривая различные формы своей гордыни. Некий «Я» – главный герой этого альбома, странно, что в нем нет песни с таким названием.
Кроме бесконечного себя, Оксимирон щедр и на упоминание различных личностей в своих текстах, к середине альбома складывается ощущение, что его просто тошнит срифмованными фамилиями известных людей: авангардист Сергей Курехин спит на сцене, вповалку упоминаются Путин, Меркель, Макрон, Цой, Тальков, Хой, Оскар Уайльд, Зинаида Гиппиус с ее мужем, «маленький еврей в черном жанре» Боб Дилан, иудейский праотец Мафусаил, затворник-чемпион шахматист Бобби Фишер, артист Матисьяху, ведические боги Брахма и Шива, не обошлось и без Христа, конечно. Рэперу Эминему здесь вообще посвящено отдельное запутанное ностальгическое музыкальное высказывание – целая песня, содержание которой сводится к сравнению своего пути с путем американского белого рэп-героя из Детройта. Кто только ни населяет текстовый мир Оксимирона. Такому литературному фаршу из бытия мог бы позавидовать сам Борис Гребенщиков, известный сложными нагромождениями рифм, эпох и личностей. Если старшеклассник средней школы внимательно выпишет из альбома «Красота и уродство» всех, кто там упоминается, и погуглит их на досуге, он неплохо поднимет свои шансы положительно сдать ЕГЭ по литературе и истории.
Не обошлось на этой пластинке и без ужастика. Чтобы уж окончательно раскрыть душу и вытряхнуть все погремушки, как писал Владимир Набоков, нужна была любовная страдательная лирика. Но лучше бы ее не было. Песню «Улет» можно назвать исповедью перверсного нарцисса, признающего, что он был неправ без всяких «но». Страшно слушать о всех унижениях и оскорблениях, вплоть до рукоприкладства, которыми Оксимирон, который пишет все про себя, одаривал свою партнершу по любви. Интересно, сколько поклонниц отвернется от него после такого ужасающего признания в разрушении личности своей подруги. Ведь его раскаяние сделанного не отменяет. После выхода скандального клипа «Кто убил Марка?» бывшая девушка Оксимирона Вера Маркович рассказала на своей странице в инстаграме историю их больных отношений, в которых ее психика подверглась серьезным испытаниям, суть была такова, что Оксимирон совсем не жертва, а скорее агрессор. Отрицать обвинений Маркович артист не стал, признавшись, что во многом она права, их отношения имели травмирующий характер. «Улет» - скорее, антилюбовная лирика. И вот это уже может тянуть на новое слово в поп-культуре, к которой уже давно принадлежит и рок, и рэп.
В своем я-направленном альбоме Оксимирон не отказал себе в удовольствии самостоятельно написать рецензию на самого же себя. Выглядит так, будто артист заблаговременно поставил двухфазовую вакцину от возможной негативной критики. Первый компонент в которой – клип «Кто убил Марка?» с публичным признанием в том, что рэпер Жиган 10 лет назад отвесил ему пощечину, и все эти годы Мирон боялся об этом сказать. Вторым компонентом стало самобичевание в своей же «Рецензии», где он упрекает себя в том, что ничего нового не показал и не открыл, отрицая возможность позитивных рецензий. В реальности же поклонники Оксимирона любят его за то, что он делает именно то, что делает, и его легко узнать в его личном стиле. Вопреки страхам артиста, нет смысла менять себя просто потому, что где-то кем-то когда-то принято все время говорить некое новое слово в музыке. 40-летняя история рока нашей страны доказала, что мэтрами жанра становятся, ничего не меняя и сохраняя свою уникальность и узнаваемость. В смутные времена публика больше ценит стабильность и постоянство.
Альбом «Красота и уродство» оказался про то, что для Оксимирона сейчас самое важное – он снова в деле.