- В начале 1970-х годов я придумал сделать интервью с режиссерским дуэтом Александр Алов — Владимир Наумов, - говорит Владимир Шахиджанян. - Они работали в паре и воспринимались как один режиссер. Они понимали друг друга с полувзгляда, с полуслова. Они почти никогда не спорили, по крайне мере публично. На съемочной площадке о чем-то шептались, говорили, а потом сообщали об этом актерам, оператору, художнику. И так ставили картину за картиной.
Все очень хорошие картины, сложные. Среди них «Павел Корчагин», и «Скверный анекдот», и «Бег», и «Легенда о Тиле», и «Тегеран-43». Но последние картины он делал уже один. Александр Алов умер (в 1983 году. — М.М.).
Думали, что Наумов не сможет. Нет, смог. Сделал. Он прожил счастливую жизнь. Во-первых, все-таки 93 года — это здорово. Во-вторых, он осуществил свое желание заниматься кинематографом и лепил свои фильмы. Он не поддавался идеологическим давлениям в той степени, в какой многие его коллеги поддавались. Нет, Владимир Наумов снимал свои фильмы — не лепил, а создавал.
У него не очень поначалу выходила личная жизнь. А потом он влюбился практически в девочку — Наташу Белохвостикову, она играла главную роль в фильме «У озера». Все тогда это обсуждали, но он с ней прожил 46 лет. И Наташа, конечно, продлила ему и жизнь, и молодость, и творчество. Интеллигентная, спокойная, робкая, ироничная. Она умела принимать на себя любые беды. Держать форму. Она понимала, что жизнь — это творчество, это возможность. И маленькая Наташа, которая уже не маленькая, их дочь, теперь большой режиссер, любила и любила отца.
Я хотел сделать с ним интервью — одни и те же вопросы задать Алову и Наумову, а потом посмотреть, как по-разному они отвечают. Они были согласны. Наумов ответил на мои 100 вопросов. А Алов тянул-тянул и не ответил, почему-то не захотел. Почему-то он не любил встречи с журналистами, впрочем - и Наумов не очень любил. В данной ситуации он проявил себя хорошо. Чтоб получить ответы на эти вопросы, мы встречались раз двадцать.
Он отвечал — честно, интересно, с юмором и самоиронией. Это одно из главных его качеств. Умел серьезно относиться к другим и иронично к себе.
Они руководили объединением, куда входили режиссеры, поддерживали многих талантливых, особенно молодых. Наумов эту линию продолжал до последних дней. Он верил, что может работать, снимать, создавать и делать. А это помогает продлевать жизнь. Это настраивает человека на оптимизм.
Он мне говорил: «Давай радовать себя и тех, кто рядом с нами». Тогда и жизнь будет удачной. Старался радовать. Но, когда человек уходит, это заставляет грустить. Многие будут грустить — и студенты, которые проходили у него практику, и те, кто ним работал, и те, кто с ним дружил, и те, кто с ним размышлял о жизни, и те, кто с ним страдал. То, что ему пришлось испытать со «Скверным анекдотом» — достойно отдельной книги (фильм по мотивам одноименного рассказа Достоевского Наумова и Алова 1966 года был запрещен к прокату, картина пролежала на «полке» до 1987 года. — М.М.). Наверное, это все, что можно пока сказать...
Приходим к одному выводу: давайте беречь тех, кто остался здесь, давайте беречь друг друга.