– Эта находка случилась недавно, – рассказывает антиквар Константин Журомский. – Наследники военачальника Бориса Гольдберга продали его небольшую квартиру, метров в 30, а новые владельцы на удачу оказались людьми с музыкальным образованием. Решили исследовать инструмент, который остался там, подобрали ключ к пианино, открыли, и под клавиатурой нашли инвентарный номер и наклейку Аничкова дворца. Дело в том, что пианино в отличие от рояля имеет не столь большой срок службы. Инструмент громоздкий, чтобы вынести на помойку, нужно несколько человек, так что он остался в квартире – считай чудом. Новые владельцы обратились ко мне, а я к специалистам и настройщикам. Удалось найти документы, которые подтверждают, что это пианино находилось в личных покоях Марии Федоровны, которая очень любила музицировать. В советское время на нем никто не играл, так что это двойная удача: проделав определенную работу, можно будет на нем играть.
Аничков дворец, построенный по указу императрицы Елизаветы Петровны, начали возводить в 1741 году. Его неоднократно перестраивали по вкусу часто менявшихся владельцев. В 1865 году архитектор Эрнест Жибер оформлял дворец для старшего сына Александра II, Николая, но в тот же год наследник престола скончался от менингита, которым заболел во время путешествия по Италии. После смерти Николая дворец стал резиденцией будущего императора Александра III и его семьи. Личные покои императорской четы оформлял архитектор Максимилиан Месмахер. Сохранились планы переустройства дворца тех лет: спальня Александра III и его супруги Марии Федоровны значится под номер 3, уборная его Величества под номером 5, а ее Величества – под номером 4. Там-то и находилось пианино из красного дерева фирмы Беккер, о котором идет речь.
Под клавиатурой пианино обнаружилась инвентарная наклейка Аничкова дворца: «Собств. Его Имп. Величества/ АНИЧКОВСКАГО ДВОРЦА/ No 2-е Пiанино,/ No 4, Ком. Убор. верхняя». А на нижней и боковой стороне первой белой клавиши карандашом указана дата изготовления инструмента: «28/VII/1887». Как раз в это время было закончено оформление покоев царских особ. Над механизмом латунная фирменная табличка: «Я. Беккеръ/ С.Петербургъ», фланкированная гербами Российской и Австро-Венгерской империй; слева – номер механизма «9571». Это значит, что информация об инструменте скорей всего найдется в инвентарных книга известной фирмы музыкальных инструментов, которая была в ХIХ веке поставщиком императорского двора.
Мебель в комнатах царских особ была выполнена по рисункам Месмахера фирмой Мельцера. После завершения работ, интерьерные рисунки архитектора были уничтожены, «как не подлежащие повторению». Однако сохранились описи всех предметов, находившихся в личных покоях императрицы. Доктор исторических наук, профессор Игорь Зимин, который специализируется на изучении царского быта, нашел упоминание инструмента в этих списках.
– Во дворце велись инвентарные книги, где указывались все предметы и в какой комнате что находится, включая плевательницы. Описи сохранились в Российском государственном историческом архиве, – рассказывает «МК» профессор из Петербурга. – Фонд 1340, опись №1, дело 70. Хронологические рамки документа 24 мая 1886 – 23 июня 1888 года. Название документа: «Переписка с разными лицами, счета мастеров за материалы и произведенные работы по меблировке и отделке апартаментов императора и императрицы в Аничковом дворце». Кроме того, есть еще один документ, где упоминается пианино фирмы Беккер, тоже из фонда РГИА: тот же фонд 1340, опись 1, дело 83. Название документа: «Отчеты смотрителя дворцового имущества с 1886 по 1897 о произведенных работах, об исправлении мебели и других вещей и количестве используемых материалов, числе людей». Наклейка на пианино характерного дизайна, такие же на других предметах из Аничкового дворца.
– Насколько уникален и ценен этот предмет?
– Вещи, которые находились в императорских резиденциях, если это подтверждается на уровне документов, очень значимы. Любой музей рад бы был иметь такой предмет в своей коллекции. Дворец был императорской резиденцией с 1817 по 1917 годы. К сожалению, интерьеры были полностью утрачены, но, надеюсь, их когда-нибудь воссоздадут. Известно, что императрица Мария Федоровна уехала оттуда летом 1916 года.
– Что произошло с пианино после революции?
– В 1927 году принимается секретное постановление о усилении продажи антикварных вещей, которые изымались из императорских резиденций. В сентябре 1928 года историческую комнату на третьем этаже дворца ликвидируют, как ни упирались музейные работники. По сложившейся практике, которая уже имелась к тому времени, эти предметы централизованно отправляли на склады государственного хранения, а оттуда реализовывали на аукционах. Видимо, оно было продано в конце 1920-х годов на открытом аукционе, которые тогда устраивались регулярно, и так оказалось у Гольдберга. Вещи из Зимнего дворца, к примеру, тоже продавались. Помните, Киса Воробьянинов приобретал на таком аукционе гарнитур? Тут такая же история.
– С чем можно сравнивать эту находку?
– В Зимнем дворце есть роскошный рояль, который был подарен императрице Александре Федоровне супруге Николая II. Думаю, в других императорских резиденциях есть несколько столь же раритетных инструментов. Но, как вы понимаете, многое было утрачено – во время революции и Великой отечественной войны.
Константин Журомский сообщил, что инструмент осмотрел настройщик московской консерватории и определил, что пианино «подлежит восстановлению до концертного звучания». Нужно только поменять некоторые детали и на нем можно будет играть.
«МК» обратился в частный музей «Собрание», где хранится одна из крупнейших коллекций музыкальных инструментов, а также в Российский национальный музей музыки. Два независимых специалиста ознакомились с документами и фотографиями и подтвердили подлинность и ценность находки. «Все говорит о том, что инструмент обладает огромной исторической ценностью и его место в музее», – сказал «МК» Сергей Хохлачёв, настройщик пианино и роялей Национального музея музыки.
Сохранились немало фотографий и воспоминаний о домашних концертах, которые устраивала царская семья. Еще в 1869 году в своем дневнике Александр III записал, что «19/31 июля. ... Минни играла на фортепинах, Алексей пел, а я играл на кларнете». Императрица часто музицировала в четыре руки со своей сестрой Александрой, королевой Великобритании.
Так что, возможно, вскоре публика сможет слушать концерты, которые будут играть на историческом инструменте, созданном для Марии Федоровны мастерами легендарной фирмы Беккер.