Найдено пианино из личных покоев императрицы Марии Федоровны

Почти век раритет хранился в московской квартире военачальника

Редкий экспонат оказался в галерее московского антиквара Константина Журомского – пианино супруги императора Александра III Марии Фёдоровны, которое некогда стояло в личных покоях императрицы в Аничковом дворце. После революции вещи семьи Романовых были распроданы. Так инструмент фирмы Беккер, созданный специально для Марии Федоровны, попал к военачальнику Борису Гольдбергу и простоял в его квартире почти век. Недавно наследники продали жилплощадь вместе с пианино, новые владельцы стали разбирать вещи, открыли инструмент – и ахнули! Под клавиатурой обнаружилась инвентарная наклейка, свидетельствующая, что инструмент принадлежал Марии Федоровне. Эксперты подтвердили «МК»: подлинность предмета не вызывает сомнений. Находкой заинтересовался Национальный музей музыки.

Почти век раритет хранился в московской квартире военачальника

– Эта находка случилась недавно, – рассказывает антиквар Константин Журомский. – Наследники военачальника Бориса Гольдберга продали его небольшую квартиру, метров в 30, а новые владельцы на удачу оказались людьми с музыкальным образованием. Решили исследовать инструмент, который остался там, подобрали ключ к пианино, открыли, и под клавиатурой нашли инвентарный номер и наклейку Аничкова дворца. Дело в том, что пианино в отличие от рояля имеет не столь большой срок службы. Инструмент громоздкий, чтобы вынести на помойку, нужно несколько человек, так что он остался в квартире – считай чудом. Новые владельцы обратились ко мне, а я к специалистам и настройщикам. Удалось найти документы, которые подтверждают, что это пианино находилось в личных покоях Марии Федоровны, которая очень любила музицировать. В советское время на нем никто не играл, так что это двойная удача: проделав определенную работу, можно будет на нем играть.

  Аничков дворец, построенный по указу императрицы Елизаветы Петровны, начали возводить в 1741 году. Его неоднократно перестраивали по вкусу часто менявшихся владельцев. В 1865 году архитектор Эрнест Жибер оформлял дворец для старшего сына Александра II, Николая, но в тот же год наследник престола скончался от менингита, которым заболел во время путешествия по Италии. После смерти Николая дворец стал резиденцией будущего императора Александра III и его семьи. Личные покои императорской четы оформлял архитектор Максимилиан Месмахер. Сохранились планы переустройства дворца тех лет: спальня Александра III и его супруги Марии Федоровны значится под номер 3, уборная его Величества под номером 5, а ее Величества – под номером 4. Там-то и находилось пианино из красного дерева фирмы Беккер, о котором идет речь. 

   Под клавиатурой пианино обнаружилась инвентарная наклейка Аничкова дворца: «Собств. Его Имп. Величества/ АНИЧКОВСКАГО ДВОРЦА/ No 2-е Пiанино,/ No 4, Ком. Убор. верхняя». А на нижней и боковой стороне первой белой клавиши карандашом указана дата изготовления инструмента: «28/VII/1887». Как раз в это время было закончено оформление покоев царских особ. Над механизмом латунная фирменная табличка: «Я. Беккеръ/ С.Петербургъ», фланкированная гербами Российской и Австро-Венгерской империй; слева – номер механизма «9571». Это значит, что информация об инструменте скорей всего найдется в инвентарных книга известной фирмы музыкальных инструментов, которая была в ХIХ веке поставщиком императорского двора.

  Мебель в комнатах царских особ была выполнена по рисункам Месмахера фирмой Мельцера. После завершения работ, интерьерные рисунки архитектора были уничтожены, «как не подлежащие повторению». Однако сохранились описи всех предметов, находившихся в личных покоях императрицы. Доктор исторических наук, профессор Игорь Зимин, который специализируется на изучении царского быта, нашел упоминание инструмента в этих списках. 

– Во дворце велись инвентарные книги, где указывались все предметы и в какой комнате что находится, включая плевательницы. Описи сохранились в Российском государственном историческом архиве, – рассказывает «МК» профессор из Петербурга. – Фонд 1340, опись №1, дело 70. Хронологические рамки документа 24 мая 1886 – 23 июня 1888 года. Название документа: «Переписка с разными лицами, счета мастеров за материалы и произведенные работы по меблировке и отделке апартаментов императора и императрицы в Аничковом дворце». Кроме того, есть еще один документ, где упоминается пианино фирмы Беккер, тоже из фонда РГИА: тот же фонд 1340, опись 1, дело 83. Название документа: «Отчеты смотрителя дворцового имущества с 1886 по 1897 о произведенных работах, об исправлении мебели и других вещей и количестве используемых материалов, числе людей». Наклейка на пианино характерного дизайна, такие же на других предметах из Аничкового дворца.

– Насколько уникален и ценен этот предмет?

– Вещи, которые находились в императорских резиденциях, если это подтверждается на уровне документов, очень значимы. Любой музей рад бы был иметь такой предмет в своей коллекции. Дворец был императорской резиденцией с 1817 по 1917 годы. К сожалению, интерьеры были полностью утрачены, но, надеюсь, их когда-нибудь воссоздадут. Известно, что императрица Мария Федоровна уехала оттуда летом 1916 года.

– Что произошло с пианино после революции?

– В 1927 году принимается секретное постановление о усилении продажи антикварных вещей, которые изымались из императорских резиденций. В сентябре 1928 года историческую комнату на третьем этаже дворца ликвидируют, как ни упирались музейные работники. По сложившейся практике, которая уже имелась к тому времени, эти предметы централизованно отправляли на склады государственного хранения, а оттуда реализовывали на аукционах. Видимо, оно было продано в конце 1920-х годов на открытом аукционе, которые тогда устраивались регулярно, и так оказалось у Гольдберга. Вещи из Зимнего дворца, к примеру, тоже продавались. Помните, Киса Воробьянинов приобретал на таком аукционе гарнитур? Тут такая же история.

– С чем можно сравнивать эту находку?

– В Зимнем дворце есть роскошный рояль, который был подарен императрице Александре Федоровне супруге Николая II. Думаю, в других императорских резиденциях есть несколько столь же раритетных инструментов. Но, как вы понимаете, многое было утрачено – во время революции и Великой отечественной войны.

   Константин Журомский сообщил, что инструмент осмотрел настройщик московской консерватории и определил, что пианино «подлежит восстановлению до концертного звучания». Нужно только поменять некоторые детали и на нем можно будет играть. 

   «МК» обратился в частный музей «Собрание», где хранится одна из крупнейших коллекций музыкальных инструментов, а также в Российский национальный музей музыки. Два независимых специалиста ознакомились с документами и фотографиями и подтвердили подлинность и ценность находки. «Все говорит о том, что инструмент обладает огромной исторической ценностью и его место в музее», – сказал «МК» Сергей Хохлачёв, настройщик пианино и роялей Национального музея музыки. 

  Сохранились немало фотографий и воспоминаний о домашних концертах, которые устраивала царская семья. Еще в 1869 году в своем дневнике Александр III записал, что «19/31 июля. ... Минни играла на фортепинах, Алексей пел, а я играл на кларнете». Императрица часто музицировала в четыре руки со своей сестрой Александрой, королевой Великобритании. 

  Так что, возможно, вскоре публика сможет слушать концерты, которые будут играть на историческом инструменте, созданном для Марии Федоровны мастерами легендарной фирмы Беккер.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру