Композитор Сергей Галоян объяснил, зачем Пугачева и Ротару перепели «Тату»

Создатели легендарной группы «сцепились как собаки»

Двадцатилетие первого альбома группы t.A.T.u «200 по встречной» отмечалось достаточно шумно и широко, учитывая не только его культовость и значение для российской и мировой поп-истории, но и нынешние реалии в собственной стране, сильно отличающиеся от тех, что были фоном, когда «татушки» взбудоражили не на шутку окружающий мир невероятным откровением «Я сошла с ума, мне нужна она».

Создатели легендарной группы «сцепились как собаки»
Певица Polina исполнила All The Things She Said, а на сцене попытались воссоздать знаменитое выступление t.A.T.u на американской церемонии MTV. Нужно признать, что оригинал был повеселее. Фото: пресс-служба

Трибьют-альбом с 26 каверами «татушных» хитов в исполнении целой россыпи звезд самых разных жанров, статусов и поколений: от Пугачевой с Ротару до Клавы Коки и Дани Милохина, от панк-рок-группы «Нервы» до гламурной Веры Брежневой и уже живого классика современности Дмитрия Маликова… От амплитуды таких музыкальных качелей могло перехватить дыхание у самых отчаянных скалолазов.

Вера Брежнева с версией хита «Полчаса» выглядела как настоящая королева поп-бала. Фото: пресс-служба

«Тату» были не только, или точнее — не столько чисто музыкальным, сколько социомузыкальным явлением и прорывом. Новая музыка, новый звук, которые буквально маслом легли на слух самой разной в своих пристрастиях публики, новая открытость в контексте страны происхождения надрывного вопля «Я сошла с ума», феноменальная космополитичность, доступная восприятию в самых удаленных уголках планеты… Вот это все и привело к феномену t.A.T.u.

К трибьют-альбому прилагался трибьют-концерт и знаменитый бензовоз из клипа «Нас не догонят», на огнеопасной цистерне которого очень хотелось видеть знакомые силуэты былых возмутительниц спокойствия — Юли Волковой и Лены Катиной, но увы… Поп-святыню топтали другие ножки — той же Клавы Коки. Клава — хитрая представительница своего поколения, хоть и модного до жути со всеми тик-токами да инстаграмами, но безотрадно конформистского, выдрессированного строгим начальством видеть берега (а то ж перекроют тропинку к вожделенной кассе), в отличие от «татушек» не бросала вызовов устоям, а аккуратненько причесала собственными куплетиками всю татушную ересь сообразно методичкам скрепных реалий, и «Я сошла с ума» превратилась в оду исключительно чистым и светлым чувствам: «Мне нужна она… любовь». «Тьфу на тебя, Клава!», - как любят выражаться местные олигархи.

Тем не менее еще живы не только сами «татушки», солидарно бойкотировавшие празднества по неведомым и необъясненным причинам, но отцы-основатели проекта и даже его матери. Один из них — композитор, продюсер Сергей Галоян, отмечая с «ЗД» «праздник со слезами на глазах» (слезы — у кого от чего: от счастья, досады, ностальгии и пр.) окунулся в атмосферу того замечательного времени, когда не только деревья были выше, но и музыка музыкальнее, а свобода свободнее, благодаря чему в анналы истории навсегда вписана блестящая и уникальная глава о группе t.A.T.u. из России, чего в обозримом будущем, видимо, уже не повторится. Никогда!

Ваня Дмитриенко. Фото: пресс-служба

— Сергей, на полке твоих творческих достижений «Тату» — это…

— Это — ядро моего творчества, моя душа. Музыка, которую я создал для «Тату», может описать меня как личность. Это самый пик моей жизненной энергии, моих сил.

— Все треки — как любимые дети? Или есть то, что ставишь особняком?

— Самая близкая для меня, самая удачная, с моей точки зрения, и до сих пор вызывающая по прошествии 20 лет глубокие эмоции при прослушивании — это песня «Я твоя не первая». Она должна была называться «Покажи мне любовь», но из-за того, что мы в альбоме выстраивали названия в определенную драматургическую конструкцию, то назвали ее в итоге «Я твоя не первая». Именно в ней раскрылся мой композиторский потенциал на все сто процентов. Я переживал трудные для себя моменты, когда писал эту мелодию, выбирал силу бита. Она сочинялась на протяжении нескольких лет, потому что главный мелодический рефрен с пиццикато я написал задолго до знакомства с «Тату», когда мне было лет 15. Материал наслаивался, дорабатывался. Эту идею я уже привнес в проект, и получилась эта песня. Поэтому она для меня самая ценная, наверное, и самая лучшая в моей жизни.  

— Неожиданно. Полагал, ты банально назовешь «Я сошла с ума», с которой, собственно, началось покорение мира…

— Она — на втором месте. «Я сошла с ума» и (англоязычную версию) All The Things She Said, пока я создавал их, то слушал не меньше, чем по 40 раз в день на протяжении двух лет, столько, сколько не слушал ни одну из своих песен. И потом, когда мы ее выпустили, не переставал слушать. Невозможно было не слушать, потому что ты выходишь из дома, и она играет везде — в любой стране мира.

— Помню те времена. Куда бы ни зашел — в магазин, бар, кафе, на пляж — везде назойливым фоном квакал этот хит. В Европе, Америке, Азии, Австралии… Необычное ощущение для любого визитера из России, а уж тебя как автора, наверное, распирало?

— Это не передать словами. Я в этот момент находился в Лондоне, прилетел туда как раз за неделю до того, как песня попала на первое место в UK Top-40, в самый главный британский чарт. И все пять недель, что я там был, она была на первом месте. Я видел, как люди понемножечку сходят с ума. Можно сказать, что она оказывала гипнотическое, даже, не побоюсь этого слова, мантровое влияние на людей, изменяла их как-то изнутри. Сложно даже описать словами. Не просто рядовые слушатели, а люди из индустрии будто сошли все с ума, они бросались на меня, будто это я — 15-летняя школьница из клипа. Они все хотели со мной работать, предлагали проекты, любые деньги за сотрудничество. Для меня это был, конечно, и шок, и в новинку, потому что я впервые узнал, что можно устанавливать какие-то бизнес-контакты, подписывать контракты за большие деньги…

— И много наподписал (контрактов)?

— Да, конечно. В то время я уже начал делать официальные ремиксы международным звездам, таким как Дженнифер Лопес, Мэрилин Мэнсон… Была такая группа Clear… Когда я приехал из Лондона и говорю своему отцу, что работаю с группой Clear («Клир»), все начали ржать. У меня же армянские корни, а по-армянски это название звучит как «мужской член»…

Потом мне американский лейбл предложил попробовать карьеру Кита Флинта, вокалиста из группы The Prodigy. К сожалению, он пару лет назад умер, царство ему небесное, покончил жизнь самоубийством… Я тогда поехал в Лос-Анджелес с ним работать, потом в Лондон. К сожалению, альбом не вышел, потому что его сольную карьеру зарубили. Потом сделал международный альбом Валерии Out Of Control, cамый топовый, c которым она Royal Albert Hall в Лондоне собирала.

Фото: пресс-служба

— Ее тогда признали и Робин Гибб из легендарных Bee Gees, и группа Simply Red, а Иосиф Пригожин был очень горд. Но я всегда полагал, что он просто подписал тебя на проект?

— Вообще-то я был главным родоначальником всей движухи. Я написал все песни, сделал весь продакшн. Потом хорошо стрельнули мои диджейские треки под псевдонимом Sergio Galoyan, которые я выпускал с разными артистами. Самый известный трек «Everything» входил в топ-5 европейских чартов, и это было лет 10 назад.

— Благодаря «Тату» карьера, значит, пошла в гору…

— В каком-то смысле — да. Но здесь нужно понимать, что «Тату» и есть я, а я есть «Тату». Не было такого, что я работал на какую-то другую группу, а потом пришел в проект. Я являюсь одним из создателей данной группы.

— Аминь! Но все эти годы, однако, люди путаются в трех именах — твоем, Ивана Шаповалова (ныне Иван Поднебесный) и Елены Кипер, каждый из которых претендует на роль отца(матери)-основателя. Сей музыкальный треугольник, будто Бермудский, все еще загадочен и мистичен для окружающих…

— На самом деле людей больше, чем три. Еще Саша Войтинский, композитор, с которым начал Ваня до меня, но не продолжил из-за меня. На первом альбоме есть его гениальная песня «Зачем я?», одна из лучших. К тому же Саша — гениальный маркетолог. Вы нигде об этом не прочтете, но весь педоконтент «Тату» и расчет на Интернет был скреативлен Войтинским. Позже Саша создал «Зверей» и много чего гениального… Валера Полиенко, автор всех текстов, всех самых смелых и глубоких мыслей в творчестве «Тату». Костяк все-таки из пяти человек, плюс еще девочки (Юля Волкова и Лена Катина), Борис Ренский, который инвестировал всю эту тему. Вот эти восемь человек и есть «Тату». Мы в то время как собаки сцепились и до сих пор не можем расцепиться. Кто бы ни тянул на себя одеяло, мы всегда приходим к формуле, что без кого-то конкретно из этих участников «Тату» бы не было.

— Но ваша «святая» троица тем не менее сумела преодолеть разногласия, подобрел даже Поднебесный, и все нашли в себе силы «причаститься» к юбилейному трибьют-проекту. Кроме собственно самих «татушек» — Юли и Лены, которые, как ни крути, витринные лица всей истории…

— Я считаю, что их просто ввел в заблуждение их собственный менеджмент, который не профессиональный, с моей точки зрения. Который не понял, что важнее для артиста, и они разменивают своих артистов на всякие вещи, которые я даже называть не хочу, поскольку определение в любом случае выйдет непечатным.  

— Многие разочаровались, когда давно еще поняли, что весь надрыв — это просто продюсерская уловка, что Юля с Леной — не влюбленные друг в друга подростки, которые, не сумев молчать, истошно заголосили на весь мир: «Я сошла с ума, мне нужна она», — а всего лишь притворяющиеся актрисули. Однако в любом случае их бойкот нынешнего трибьюта все-таки смазал краски праздника?

— Не стоит все-таки путать понятия. Мы столкнулись с такой ситуацией, что в России люди не осознают разницу понятий. Камбек, когда воссоединяются группы и устраивают какой-то тур, и трибьют — совсем разные вещи. Трибьют — это когда какой-то артист или группа артистов, или школьники, или группы студентов собираются, например, и поют на своей школьной вечеринке песни любимой группы — например «Металлики». Вот это называется трибьютом. Конечно, в таком формате никто в здравом уме не будет ожидать, что на этот школьный концерт к ним приедет группа «Металлика».

— Логично, но все-таки немного натянуто. Трибьют «Тату» был все-таки не школьной вечеринкой, а событием практически национального масштаба с участием известных артистов. И девочки — назовем так по старинке этих взрослых уже дам — могли бы переступить через разногласия и хотя бы поприсутствовать, поприветствовать, если не хотели петь. Даже АВВА вон превозмогла все омерзение друг другом…

— Это уже другое. Мы отдаем дань почтения и уважения к творчеству артистов, и если бы они пришли, то все были бы, конечно, только рады. Но этого не произошло. Формат трибьюта, по большому счету, этого не требовал, а все остальное — лирика. Не топиться же теперь с горя в Москве-реке…

— Теперь, когда трибьют-проект отгремел, возникло ощущение, что фирменный «татушный» вокальный надрыв, не стройненький, но пронзительный, был той цементирующей «фишкой», которая придавала особенный шарм всей конструкции, а каверы, лишенные этого, сразу как-то и поблекли. Как тебе самому понравились перепевки?

— Меня, как и тебя, изначально коробило, что по звуку как бы не дотягивают, а потом осенило — я будто вышел из тела сознанием, посмотрел на это с позиции артиста, который перепевает ту или иную песню. И понял, что круто, когда артист, который уже обладает своей картиной мира, берет какую-то классическую песню, а мы уже можем считать группу «Тату» классикой, и делает ее по-своему. И в этот момент у меня сошлось в голове, что трибьют — это не переплюнуть артиста в мастерстве и вдохновении, и не сделать песню артиста лучше. Трибьют — это когда ты делаешь это по-своему.

— Несомненно. Другое дело, что такое видение вряд ли имело бы хоть какие-то шансы на всемирный успех. Однако чье видение тебе как автору показалось интересным?

— Вывел для себя маленький чартик: номер 1 для меня — это певица Polina, я ее сам притащил и не пожалел, потому что она сделала шикарную версию песни All The Things She Said. Ее прочтение современное, мейнстримовое, абсолютно коммерческое и вообще шикарное. Номер 2: когда я услышал Монеточку (перепевшую «Мальчик гей»), я просто начал визжать от восторга, потому что это реально круто. Я настолько не ожидал такого точного слова, такого уникального в ее прочтении пения, что переслушивал эту песню буквально целый день. До сих пор с удовольствием слушаю. И номер 3, хотя сложно сказать, потому что мне очень много песен там нравится, но если выбирать, то — White Punk («Новая Модель»). Для меня это очень приятно звучащий бит и интересное прочтение. Это — супермолодое поколение, которое тоже отдает нам респект, а мы им тоже респектуем. Они на слуху и тоже в таком полуандеграунде, с которого как бы начиналось и «Тату». Я такое люблю…

— Из уважения к участникам, наверное, не будем вычислять худший кавер?

— А для меня таких нет. У каждого артиста — свое видение. Как можно нападать на чье-то видение? На вкус и цвет… Мне писали такие комментарии, что послушал, мол, и только один трек понравился или вообще ни один трек не понравился. Но у меня вопрос к такому человеку: если ему понравился только один трек, то что он слушает в принципе — шансон какой-то, что ли? Ему показали разные видения, ему ничего не понравилось, хотя на альбоме — очень разная музыка на разный вкус и цвет. Я нахожу для себя в каждом треке какие-то шикарные решения, ходы…

— С отдельным остервенением обсасывали Пугачеву с Ротару, забывая, что этой дуэтной записи «Нас не догонят» уже 12 лет, ни о каком трибьюте тогда речи не шло, а две мастерицы лишь пошутили по заветам Станиславского на юбилей Аллы и расставили, что называется, точки над i в контексте собственной истории…

— А можно сказать немного тоньше, что именно в 2009 году две примадонны делали уже трибьют «Тату». Понимаешь?

— Типа даже ОНИ воспели величие вашей затеи?

— Абсолютно верно. Этот трек не просто так там.

— Ясный день, что не просто — было бы верхом глупости и расточительства не воспользоваться столь жирной заначкой, когда «две примадонны», как ты их назвал, сами все приготовили и поднесли вам на блюдечке с голубой каемочкой… А ты как автор часто ли вмешивался в процесс во время теперешней работы музыкантов над каверами?

— К сожалению, принимал участие.

— Почему к сожалению?

— Потому что так сложились обстоятельства. Например, у ребят из группы IOWA просто не получалось сделать трек «Люди инвалиды», потому что у них были гастроли, звукорежиссер куда-то уехал, кто-то заболел. Пришлось предложить им свою помощь. Я попросил их сказать, как они это видят, мы с моим партнером Гошей Юхановым сели в студии и сделали им версию. Они ее полностью одобрили.

— Есть ли резонанс за границей на этот трибьют, учитывая мировой шлейф t.A.T.u.?

— Сейчас мы отмечали 20 лет выхода русского альбома. А что будет в 2023 году, когда будет юбилей международного альбома «200 km/h In The Wrong Lane» и начала того самого уникального русского похода на весь мир? Интерес огромный, мы уже сейчас начинаем шебуршать на эту тему. Возможно, если звезды сойдутся, то что-то да будет такое большое и будет для всех сюрприз и счастье.

— Когда возникло «Тату», это был: а) музыкальный прорыв; б) совершенно другой голос из России, благодаря чему Россия показала себя страной, которая в культурном и цивилизационном смыслах находилась тогда на одной волне с цивилизованным миром. Но есть подозрение, что сейчас такой проект (возникни он вдруг в воспаленном воображении новоявленных галоянов-кипер-шаповаловых) не имел бы и малейшего шанса на жизнь, в зародыше был бы задушен надзорниками, блюдущими общественную мораль, нравственность и публичное благочестие?

— Есть мысль на данную тему. На самом деле в то время было сложнее пробиться в мейнстрим. Ты даже себе не представляешь, насколько это было нереально вообще с таким проектом куда-то пролезть. Потому что у нас был всего лишь один телеканал, на который мы могли прийти. Настолько была централизованная система, у нас не было Интернета, не было мобильных телефонов, мы узнавали новую музыку либо по радио, либо кто-то летал в Лондон или в Америку, привозил пластинки оттуда. К фанатам было в сотни раз труднее пробиться. И я не понимаю, почему до сих пор со всеми интернет-технологиями, со всем этим развратом и блудом, извиняюсь за выражение, которые присутствуют в мейнстриме, никто до сих пор не повторил этот успех. Сейчас мы уже не удивляемся на такие вещи, когда парень выходит в женском платье на какую-то премию. Или какой-то артист делает себе наколку с тремя шестерками на лице и абсолютно не стесняется. Сейчас настолько легче, настолько проще, мир уже настолько связанный и перемешанный, что мне кажется, это гораздо проще сейчас, чем тогда.

— Твой оптимизм, однако, обескураживает лучезарной беспечностью. То есть сейчас какой-нибудь новоиспеченный «Мальчик гей», на твой взгляд, запросто стартанет из России по всей России и на весь мир, а федеральные каналы выстроятся в очередь на приветственные интервью?

— Вне всяких сомнений, если это сделать настолько творчески шедевральным. Я сейчас говорю не только про музыку, но и про тексты, и образы, и клипы. Проект «Тату» настолько шедеврально собранный пазл, конструктор, что он не мог не вызвать такого интереса. А сейчас, при всех открытых дверях... Я не вижу никаких скреп, потому что дети шоу-бизнеса творят чего захотят, и никто их там не закрывает. Тем более что в Интернет выйти сейчас может каждый. Паспорт не требуют, делай что угодно.

— Заплатив миллионный штраф как первый бонус с премьеры, ага…

— Я просто хочу донести, что люди часто ставят заслоны себе в голове. Я считаю, что сейчас этих заслонов нет, несмотря ни на какие эксцессы. Если какая-то группа талантливых и гениальных людей соберется и сделает какой-то офигенный проект, по заряду столь же мощный, как «Тату» для своего времени…

— Мы с тобой живем не в разных государствах?

— Я в Интернете живу. Артур, но мы сейчас все в Интернете живем. Недавно только на улицу вышли…

— Еще раз — Аминь! С юбилеем!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28672 от 24 ноября 2021

Заголовок в газете: Сергей Галоян: «Нужно понимать, что t.A.T.u и есть я»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру