Актриса Ольга Лапшина снималась с Ниной Руслановой в картине «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, где у нее была роль деревенской женщины по прозвищу Крячиха.
«Мы в течение года ездили в деревню Кривополянье, в Тамбовскую область. Андрей Сергеевич Смирнов снимал долго. У нас там были и зима, и лето. Зимой мы даже на лыжах ходили. Место живописное, сосны растут. Туда сердечников отправляют на лечение. Нина тоже на лыжах ходила, баней заправляла. Она была главной банщицей и нас с собой брала. Русланова была там старшей, и все было по ее законам обустроено.
Как-то мы добирались до станции, где надо было заходить в поезд. Стоянка две минуты, и надо успеть. Подходит поезд, а двери были закрыты. Ой, какой она разнос устроила! Она такая! Могла вжарить. Но когда она понимала, что человек ничего дурного ей не сделает, то она очень это ценила. Ненавидела актерские позы, любые проявления актерщины. А когда видела, что перед ней нормальные люди, открывалась.
В фильме есть эпизод, где мы крестим младенца. Меня поразило в ней и во Всеволоде Шиловском, который играл батюшку, что они не терялись, если вдруг не знали текст. Вот что значит старая гвардия. Если бы я не помнила свою роль, то с ума бы уже сошла. А они продолжали говорить, были уверены в том, что на озвучании все сделают как надо. Он из-под усов мог «каляку-маляку» говорить, и она тоже. Даже когда Нина приблизительно знала текст, она не смущалась, не тушевалась, была уверена, что потом все доделает. Я поражалась этому. Наверное, опыт давал ей внутренний покой и уверенность».
Дарья Екамасова рассказала, как впервые встретилась с Ниной Руслановой на съемках фильма «Жила-была одна баба»:
«Мы познакомились с Ниной Ивановной на съемках фильма «Жила-была одна баба» и очень полюбили друг друга. Честно говоря, я волновалась перед нашей первой встречей. Все рассказывали про ее характер. Однажды я сидела в вагончике, готовилась к сцене. Вдруг стук в дверь. Заходит Она. Пристально посмотрев мне в глаза цепким взглядом, сказала: «Ну, здравствуй, Екамасова! Будем знакомы». И засмеялась. Тогда я поняла, что мы подружимся.
Сколько смеха, слез, искреннего мата и счастья нам подарила Нина Русланова! Я попадала под ее горячую руку, но и ценные знания получила, которые пронесу через всю жизнь. После премьеры, если она звонила, то всегда с домашнего телефона, и почему-то сначала спрашивала: «Ну что, Даша, не зазвездила?». А потом уже мягко: «Да шучу я, шучу…». А еще она всегда говорила, что «у нас одно сердце, а у тебя должно быть два». Как она искрометно высмеивала низость и глупости взрослых людей, презирала людей «в образе».
Всегда, как только объявляли конец смены, она тут же исчезала. Пока мы добирались до гостиницы, Нина Ивановна успевала принять душ, смыть грим и ждала нас в ресторане. Выдающаяся артистка, такая настоящая, мощная, неповторимая. Это Эпоха, другая Лига».
Режиссер Юрий Кара снял картину «Завтра была война», где Нина Русланова сыграла товарища Полякову, мать главной героини Искры.
«Мне повезло несказанно, что она согласилась участвовать в моем дипломном фильме. Она могла перевоплотиться, показать и эпоху, и человека. Она была уникальная для нашего искусства, самоигральная актриса. Могла сама играть, в то время как многим приходилось втолковывать, что и как делать.Нина Русланова была идеальным воплощением русской женщины, русского характера. Она могла коня на ходу остановить и в горящую избу войти. Такие русские женщины, к сожалению, уходят, хотя на них держится наша земля».
Олег Степченко рассказал о его фильме «Вий 3D»,где мы в последний раз видим Нину Русланову.
«Тяжелая утрата. Когда такие приходят новости, конечно, нелегко. Остается память и ощущение, что все-таки успели, показали великих актеров. Это остается на душе. А они для нас вечно живые. Нужен был особенный персонаж, и я перебирал много вариантов, и позвал Нину Ивановну. Понимал, что она как локомотив будет вести. Ее роль была маленькая, но взрывная. Явтухом мог стать Лев Дуров. Успели даже провести примерку костюмов и небольшую пробную репетицию, чтобы узнать, как артисты будут смотреться вместе. Они так зажгли! Дуров был такой немножко уставший. А она как начала его трепать, он прямо ожил сразу. С ее появлением из кадра энергия какая-то начинала идти. Но в съемках пришлось делать паузу, так как у Нины Ивановны начались проблемы со здоровьем. Мы думали — не доснимем. Думали, что делать, может, переснять. Но дождались. Она приехала и благодаря, конечно, дочери, которая рядом всегда была, продолжила работу. Говорила: «Мне тяжело, но я сделаю все, что надо. Только дай мне собраться». Она собиралась секунд на тридцать, на минуту — и выдавала все, что возможно. Тогда у нее уже были в памяти провалы, но что с ней было такое, никто из зрителей не заметил».