Дело все в том, что в 1969 году еще молодой Андрей Хржановский написал письмо Шостаковичу и получил разрешение использовать его музыку из оперы «Нос» в своем мультфильме. Дальше история складывалась весьма драматично, да и в наши дни потребовалось десять лет на то, чтобы фильм «Нос, или Заговор «не таких» был закончен.
Михаил Швыдкой рассказал в связи с этим историю, которую в 1967 году услышал от режиссера Льва Арнштама. Он, будучи пианистом-виртуозом, играя на рояле в театре Мейерхольда, неожиданно захотел стать кинорежиссером и привел к Мейерхольду молодого Шостаковича на замену. Поскольку Швыдкой — мастер разговорного жанра, то произвела эффект рассказанная им история про Андрея Кончаловского, которому он вручал заочно «Золотую арку» за режиссуру «Дорогих товарищей». Оказывается, Кончаловский ставил «Преступление и наказание» в Театре мюзикла, которым руководит Швыдкой, параллельно монтируя фильм «Рай». Для упрощения процесса он попросил создать прямо в театре необходимые условия для работы в кино.
Из-за пандемии Кончаловский за наградой не пришел, но прислал видеообращение и призвал отказаться от навигаторов, без которых люди уже не могут доехать до цели. А ведь когда-то мы знали дороги. Так и в кино? «Надо бродить по полям и огородам, по окраинам, чтобы потом добраться до центра и найти цель. Я пытаюсь это делать последние несколько лет».
Награду за режиссуру Кончаловский разделил с боснийкой Ясмилой Жбанич, которая представила картину «Куда ты идешь, Аида?». А исполнительница главной роли в этом фильме Ясна Джуричич получила актерскую награду.
Главный приз за лучший фильм — у пострадавшей у нас от цензуры румынской картины «Неудачный трах» Раду Жуде. Это на Берлинале у нее главный приз, а в России — отказ от выдачи прокатного удостоверения. Но Жуде ради зрителей согласился на купюры, обуздал свою героиню-учительницу, и фильм вышел у нас под названием «Безумное кино для взрослых».
Лучший сценарий, по мнению экспертов премии, написан Кристи Пую, который и снял по нему картину «Мальмкрог». Румынское кино наступало на всех фронтах. Отмечена и документальная картина «Коллектив» Александра Нанау, созданная в копродукции Румынии и Люксембурга. Художники Нина Васенина и Сергей Февралев награждены в своей категории за «Северный ветер» Ренаты Литвиновой. Удостоен премии и немецкий оператор Юрген Юргенс, снимавший «Дау. Вырождение» Ильи Хржановского и Ильи Пермякова. За дебют отмечено грузинское «Начало» Деа Кулумбегашвили. Она, как и многие другие лауреаты, приехать не смогла из-за закрытых границ. Награду получал ее друг Арчил Геловани, на студию которого 18-летняя Деа пришла 15 лет назад.
«Уроки фарси» Вадима Перельмана принесли награды Ларсу Айдингеру как исполнителю роли второго плана и Нуэлю Пересу Бискаярту за главную роль. Приехавший на церемонию из Берлина сценарист Илья Цофин вспомнил, что Айдингер был первым, кто согласился играть в фильме, хотя условия были трудными, но он все выдержал. А вот Нуэля Переса Бискаярта искали полтора года, нашли в последний момент, и он за полгода выучил немецкий язык так, что не пришлось его переозвучивать. И тут выяснилось, что этот сценарий мечтал снять Константин Хабенский, в чем он признался в этот вечер. Загорелся идеей, но, пока размышлял, оператор Влад Опельянц сообщил, что уже работает на картине по этому сценарию вместе с Вадимом Перельманом.
Классик анимационного кино Гарри Бардин, создающий свои фильмы из бумаги, спичек, проволоки и пластилина, отмечен премией за вклад в кинематограф. Он родился в последнем доме Европы, переходящей в Азию, а именно в Оренбурге, на улице Советской, дом 1. Так что оказался идеальным лауреатом премии «Восток — Запад». Лишних слов не говорил: «Я надеюсь, что еще поработаю. ЕБЖ». Он не ругался. Всего лишь повторил слова, приведенные драматургом Рустамом Ибрагимбековым из дневников Льва Толстого. ЕБЖ — значит: Если Буду Жив. В общем, то, что Толстой писал о себе, касается всех нас во времена пандемии.