Все, что связано с деятельностью Российского оскаровского комитета, выдвигающего ежегодно наши картины на соискание премии Американской киноакадемии, окутано неизвестностью. Каждый год приходится выведывать, какие картины еще рассматривались и кто состоит в самом комитете. Никогда заранее не известно, в какой день и час комитет вынесет и обнародует свой вердикт. Вот и теперь его решение – как снег на голову.
Самое интересное, что в тот самый вечер, когда огласили решение, Павел Чухрай присутствовал на вручении премии «Золотая арка», а потом куда-то исчез, оставив там свою жену – сценаристку Марию Звереву. Возможно, решение уже было принято к тому моменту или как раз должно было вынесено энергично и без лишних дискуссий. Главное, что выдвижение оказалось разумным, что случается редко из-за подковерной борьбы наших кинематографистов. Несколько дней назад, когда умер кинорежиссер Александр Рогожкин, все дружно вспоминали, как его фильм «Кукушка» фактически пролетел над своим гнездом. Коллеги проигнорировали картину, у которого были все шансы получить «Оскар», и выдвинули другую, которая не оправдала надежд.
Павел Чухрай снимает в эти дни картину «Воробьиное поле», продюсером которого стал Александр Роднянский. Он же продюсировал картину Киры Коваленко «Разжимая кулаки» и сделал все, чтобы она попала на Каннский кинофестиваль. В итоге фильм, участвовавший там в конкурсе «Особый взгляд», получил главную награду.
Кира Коваленко – ученица Александра Сокурова, окончила курс в своем родном городе Нальчик, в Кабардино-Балкарском университете. Мама у Киры русская, а отец – балкарец, и она хорошо знает жизнь Кавказа. А снимала свой фильм в Северной Осетии, в небольшом городке Мизур, находящемся в горах в 178 км от Грозного. Картина снята на осетинском языке. Свою предыдущую дебютную ленту «Софичка», по прозе Фазиля Искандера, Кира снимала на абхазском языке вопреки всему, в том числе настоятельным рекомендациям киночиновников сделать русскоязычную версию. В общем, характер у Киры мужской, как и полагается настоящему режиссеру.
Сценарий «Разжимая кулаки» написан Кирой Коваленко совместно с Антоном Ярушем, которого когда-то нашел на просторах Интернета однокурсник Киры Кантемир Балагов, после чего появился фильм «Теснота». В работе над картиной «Разжимая кулаки» участвовала Любовь Мульменко, разработавшая диалоги. Главную героиню, мечтающую вырваться из маленького городка в большую жизнь, сыграла студентка актерского факультета Милана Агузарова. В картине в основном снимались непрофессиональные актеры.
Чуть раньше российского выдвижения определилась с выбором Финляндия, выдвинувшая на «Оскара» картину «Купе номер шесть» Юхо Куосманена по одноименному роману финской писательницы Росы Ликсом, отмеченному главной литературной премией страны «Финляндия». Фильм снят при участии Эстонии, Германии и России на нашем Севере. На том же 74-м Каннском кинофестивале, в котором участвовала Кира Коваленко, «Купе номер шесть» получило Гран-при основного конкурса. Кстати, соревноваться этим двум фильмам предстоит с «Титаном» Джули Дюкорно, отмеченным «Золотой пальмовой ветвью» и теперь выдвинутым Францией на соискание «Оскара».
Юхо Куосманен в 2016 году, как теперь Кира Коваленко, получил в Каннах главную награду в «Особом взгляде» за «Самый счастливый день Олли Мяки». Действие его нового фильма происходит в 90-е. Главную мужскую роль сыграл Юра Борисов, которого финский режиссер заметил в фильме «Бык» Бориса Акопова на фестивале в Карловых Варах. И если картины Киры Коваленко снята на осетинском языке, то «Купе номер шесть» – на русском.