Живопись, музыка и литература в древности существовали как единая картина мира. Поэтому неудивительно, что различные виды искусства продолжают встречаться и взаимодействовать. Мусоргский в конце 19 века создал свои бессмертные «Картинки с выставки», ставшие откликом на собрание работ живописца Виктора Гартмана. У Сальвадора Дали мы находим не только картину «Осенняя соната», но и десятки шедевров, где присутствуют звуки или образы музыкальных инструментов. Взаимопроникновение носит тотальный характер, и его невозможно показать этими двумя примерами. Но для нас такая предыстория – только фон концерта, прошедшего 22 октября в Галерее народного художника СССР Александра Шилова. На нем итальянский композитор Тициано Бедетти представил цикл фортепианных пьес, созданных после знакомства с полотнами российского живописца.
«В моей биографии это впервые. Год назад Тициано побывал у нас. Увидел картины в Интернете и пришел в галерею. Картины вдохновили его», - говорит Александр Шилов.
Итальянец оказался его единомышленником – в музыке он стремится идти по пути европейских классиков, так же, как Александр Максович наследует классические русские живописные традиции.
«Я был очень впечатлен красотой увиденных картин. Они по-настоящему тронули мое сердце. Я вернулся в Италию, но некоторые картины не покидали меня. Я стал искать воплощение образов в моей музыке», - рассказал Тициано Бедетти на практически чистом русском языке, шокировав присутствующих в зале. Он живет в небольшом городке Адриа, получившем название благодаря расположению возле Адриатического моря. Он отметил, что посвятил свои произведения Александру Шилову и всему русскому народу, что вызвало лавину оваций.
Тициано прибыл в Москву вместе с мамой, которая, несмотря на почтенный возраст, сопровождает сына во время гастролей по миру.
Слушая музыку, можно было только удивляться, насколько глубоко Тициано проник в русскую культуру, даже на уровне цитат: из советских песен и военных маршей, из наследия Хачатуряна, даже из православной церковной службы с колокольными перезвонами. В его пьесах слышались цыганские напевы, а также мелодии очаровавшего Пушкина и Лермонтова Кавказа.
Обычно человек, знакомящийся с Россией, читает переводы Льва Толстого, прогуливается по Красной площади, покупает икру и матрешку, а напоследок фотографируется с актером, плохо изображающим Ленина. И это все. Удивительный Бедетти сделал невообразимо больше: он пожелал сказать о нашей стране на музыкальном языке.
За это ему остались благодарными все зрители.
Например, Владимир Иванников - воспитанник московской школы для незрячих. Он занимается фортепиано и пробует себя в театре. Юноша слушал концерт с удовольствием, потому что очень любит классическую музыку.
Успеху концерта послужили не только талант зарубежного гостя, но и мастерство и экспрессия исполнительницы Валерии Прокушевой, выпускницы консерватории имени Чайковского, лауреата международных конкурсов.
Кстати, пребывая в Москве в эти осенние дни, Тициано закончил новую пьесу, посвященную российскому президенту. (Ее появление вызвано портретом Владимира Путина кисти Александра Шилова).
«Искусство всегда было послом между странами», - справедливо полагает Шилов. Он надеется, что творческое взаимодействие с новым соратником продолжится. И выражает благодарность за первый шаг на этом пути:
«Мне трудно было представить, как на картину можно писать музыку. Но ему удалось».