Пока все окутано тайной. Продюсер Александр Роднянский не любит заранее погружать в детали находящегося в работе проекта. Но сценарий опубликован в 2010 году, и его первые строки о многом говорят. 1949 год. Раннее зимнее утро, почти ночь. Во внутреннем дворе Лубянки в закамуфлированный под хлебный фургон «воронок» конвоиры заталкивают заключенных.
А ведь три года назад Павел Чухрай рассказал «МК» о том, что работает над проектом о Тегеранской конференции 1943 года, где встретились руководители трех стран антигитлеровской коалиции — Сталин, президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль нашли возможность договориться и остановить страшную машину нацизма, нашли компромисс ради спасения человечества.
— Бывает так, что напишешь сценарий, а денег на него не найти. А потом уже появляются другие идеи. У меня много непоставленных сценариев, но ко многим я бы уже не стал возвращаться, потому что и думаю по-другому, и написал бы их по-другому. Сценарий, по которому я сейчас снимаю, написан десять лет назад, и только теперь появилась возможность его снять. Я его модернизировал. Фильм будет называться «Воробьиное поле». Мои фильмы часто рассказывают о времени моего детства и молодости, поскольку эмоционально именно с этим периодом жизни больше всего связано. В зрелом возрасте живешь опытом, представлениями, которые сложились у тебя раньше.
У нас были утверждены актеры, и не только российские, но немецкие, английские, прибалтийские. Мы должны были сначала снимать в Прибалтике, потом в Европе, но грянула пандемия. Продюсеры не знали, что делать, как подписывать контракты и договариваться с актерами. Прибалтика никого уже к себе не пускала, Европа тоже. Все остановилось. А процесс идет, группа набрана. Пришлось искать выход из ситуации, сильно изменить проект, сюжетные линии. Мы все снимали в Москве и Подмосковье, никуда не выезжали. События происходят в 1949–1957 годы. Но я без согласия продюсеров не могу подробно об этом говорить. Скажу только, что герои влюбляются, переживают драмы, но финал будет хороший. Одну из финальных сцен мы снимем на Воробьевых горах, где я еще ребенком часто гулял с друзьями и смотрел оттуда на Москву.
Декорации построили в 4-м павильоне «Мосфильма». Оператором стал Владимир Климов, снимавший с Чухраем фильм «Вор». Художник-постановщик — Павел Новиков, известный по картинам «Метро», «Салют-7», работавший недавно на «Сердце Пармы». В картине снимаются: Сергей Маковецкий, Ангелина Стречина, Илья Малаков.
Свою предыдущую картину «Холодное танго» по мотивам повести Эфраима Севелы «Продай твою мать», связанную с темой войны, Павел Чухрай снял в 2017 году. Главную женскую роль сыграла Юлия Пересильд. И это была история о том, как политическая система разъединяет людей, манипулирует ими, но надо всегда оставаться человеком. Кто-то расценил картину как пасквиль на литовскую историю. Фильм затребовала на экспертизу группа депутатов Госдумы.
— Кто-то им настучал, — вспоминает Павел Чухрай. — Потом мне позвонил Станислав Говорухин и сказал: «Картина хорошая, но зрителя у тебя будет мало». Я бы хотел, чтобы зрителей было больше, но надо что-то специальное делать для этого. Если бы я снимал боевик, что-то приключенческое, я бы больше задумывался о том, как полететь в космос, чтобы как можно больше зрителей пришли на мою картину, независимо от того, войдет что-то из этого полета в фильм или нет. Но это хорошая реклама. Сейчас много говорят о полете кинематографистов в космос. Клим Шипенко — талантливый режиссер, очень современный. Его «Холоп» собрал в кинотеатрах много зрителей. Юля Пересильд — одна из любимых моих актрис, талантливый и серьезный человек. Я счастлив, что она снималась в «Холодном танго». Я рад, что у них такой проект. Может быть, для их картины важно было полететь в космос, но более впечатляюще можно было снять все в павильоне «Мосфильма», и за три копейки по сравнению с тем, что сейчас происходит. Дай бог, чтобы какие-то кадры вошли из того, что они сейчас делают в космосе. Я рассматриваю это как пиар-кампанию даже не для них — они отважные ребята, а для космической отрасли, которая находится в глубоком кризисе. Если это поможет летать нашим ракетам — прекрасно.
Мировую известность Павлу Чухраю принесла в 1997 году картина «Вор», награжденная на Венецианском кинофестивале, номинировавшаяся на премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Гойя». Чухрай говорит, что ему легче всего работалось в 90-е, когда о многих вещах можно было говорить свободно.
— Сейчас это сложнее. История человечества развивается не по лучшему сценарию, в ней было столько глупостей, ошибок и трагедий, которых, казалось, легко избежать. Многие вещи можно объяснить сумасшедшими изменениями, происходящими в мире. Роль мужчины в обществе меняется колоссально. Он теряет свои мужские качества. Агрессия в ответ на оскорбления естественна, но надо научиться с ней справляться. В обществе происходят вещи, меняющие роли мужчины и женщины. Любой мафиозо за своих детей разорвет, хотя он — негодяй и убийца. А какая-нибудь девушка легко бросает только что рожденного ребенка. Когда это происходит массово, мы начинаем задумываться над тем, что же происходит с нами. Ответы не так просты, как кажется.
Павел Чухрай — по духу сын своего отца, фронтовика, режиссера «Баллады о солдате» Григория Чухрая, который всегда имел свое мнение. Достаточно вспомнить знаменитую историю о том, как в 1960-е на него давило начальство на Московском кинофестивале, чтобы он отдал главную награду советской производственной драме, а не фильму «Восемь с половиной» Феллини. Но Чухрай-старший поступил так, как считал должным.
— Для меня кино началось с шести лет, когда отца направили ассистентом на Киевскую киностудию, и мы жили на ее территории, — вспоминает Павел Чухрай. — Я смотрел, как снимаются картины. Потом работал на «Мосфильме» в звукоцехе, осветителем.
В 1969 году он окончил операторский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Бориса Волчека, а в 1974-м — режиссерский факультет, где его мастером был Игорь Таланкин, а сокурсниками стали Карен Шахназаров и Родион Нахапетов. А еще до этого, в 16-летнем возрасте, снялся у Марка Донского в фильме «Здравствуйте, дети!». В режиссуре дебютировал в 30 лет фильмом «Ты иногда вспоминай», экранизировав повести Владимира Кунина. Главную роль у него сыграл Николай Крючков. Потом были «Люди в океане», ставшие рекордсменом проката, «Клетка для канареек», «Вор» с Владимиром Машковым, который попал в прокат США. После мирового триумфа и скромного проката в России Чухрай только спустя семь лет представит свой новый фильм «Водитель для Веры», который снимался долго, с остановками, поскольку нормального финансирования не было. Павел Чухрай участвовал в проекте Стивена Спилберга «Прерванное молчание», посвященном Второй мировой войне и теме холокоста, где были задействованы такие выдающиеся кинематографисты, как Анджей Вайда, Янош Сас, Марцель Лозинский, и снял новеллу «Дети из бездны».