«Кино — дело дорогое, а в коротком метре денег нет», — сказал Евгений Цыганов перед показом своего фильма. Он вышел на сцену в числе других неизвестных пока дебютантов. И сам начал отсчет с нуля. Никакие прежние достижения не засчитываются, а промахи разрастаются в разы. Раз знаменитый — с тебя и спрос соответствующий.
На фоне весьма линейных картин, открыто цитирующих Балабанова, демонстрирующих полное отсутствие собственных миров, как минимум две конкурсные работы отличало авторское своеобразие. «Транзит Венеры» снят Александром Москаленко — студентом Александра Сокурова в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. В его черно-белой картине Венера проходит по краю солнечного диска, подобно фигуристке, вышедшей на лед. Он и Она встречаются, чтобы дать начало новой жизни. Все так просто и планетарно. «Мятежный» Евгения Цыганова тоже история о мужчине и женщине, двух половинах, которые не совпадают. Парень, работавший в шахте, и представительница артистической богемы случайно встретились, чтобы расстаться. Они из параллельных миров. Главные роли без слов сыграли Никита Павленко и Арина Шевцова. Он — это черно-белый мир. Она — цветной, но заурядный, где тусуются узнаваемые люди — режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов, у которых Цыганов снимался, артисты «Мастерской Петра Фоменко» Галина Тюнина и Кирилл Пирогов. Где-то среди них и Юлия Снигирь, указанная в титрах, но которую не всякий сумеет разглядеть. Все чуть претенциозно, как и встреча с девушкой. А подлинное — простой человек наедине с природой. В картине снимались и сыновья Евгения Цыганова. В тот же день сам он представлял античную по накалу страстей картину Александра Зельдовича «Медея», где опять же были Он и Она. Он — Цыганов, вышедший в космические миры, которых в собственном фильме не достиг.

Неравный альянс показали и в полнометражном конкурсном фильме «Владивосток» Антона Борматова, снятого под крылом Карена Шахназарова. Город на краю земли — самое впечатляющее, что есть в этой запутанной картине. На счету главного героя, которого сыграл Андрей Грызлов, два случайных убийства. Парень из маленького городка встречается с космической девушкой в исполнении внучки Валентины Талызиной Анастасии Талызиной. Она как инопланетянка — приехала из Москвы в знак протеста на край света. Он и она, и им тоже не суждено быть вместе. Одну из ролей сыграл сын Шахназарова Иван Шахназаров — режиссер, иногда снимающийся как актер. Он напоминает восточного принца, и его герой — своего рода эталон добродетели, если не принимать во внимание, как и кому он помогает. Режиссура для него основное, ну а роли предлагают в основном одинаковые. Но всем хочется попробовать что-то новое. Актеры стремятся в режиссуру, режиссеры не прочь появиться на экране. Второстепенная роль, по словам Антона Борматова, сделала фильм таким, каким бы он без этого не был.

Еще один дебютант Владимир Мункуев уже получил главную награду восточно-европейского конкурса в Карловых Варах за фильм «Нуучча». Он родился в Якутске, но не якут, а бурят. Окончил Московскую школу кино, где его наставником был Борис Хлебников, спродюсировавший его полный метр. В основе «Нууччи» — роман польского писателя и этнографа Вацлава Серошевского, имя которого хорошо известно в Якутии. Пока это самая сильная картина «Кинотавра». А ведь короткометражный опус Мункуева был совсем иного свойства и не предвещал именно такого течения событий. На экране Якутия XIX века, тайга, русский каторжник. Получилась мультикультурная история, снятая бурятом по произведению поляка с якутскими артистами. На многих производит сильное впечатление обряд похорон, где еще живую «покойницу» наряжают, покрывают ее лицо желудком коровы и провожают в дальний путь. История получилась не бытовая — про женщину и двух мужчин, про имперское сознание, свойственное русским. Несущего зло русского сыграл Сергей Гилев, который теперь вспоминает, как ходил грязным, не мылся во время съемок. Его герой совершает мужское и колониальное насилие, рушит устоявшийся местный уклад, губит людей. «Мы сделали кино в Якутии, а не просто якутское кино, — говорит Борис Хлебников. — Мне важно, что это русский — идейный человек, не просто уголовник. Он проник в чужую семью и начал ее присваивать».