На выставке в галерее Red Line есть скульптура и живопись, арт-объекты и чертежи. Каждая работа выдает свой особенный авторский стиль художника, при этом вместе они говорят на одном художественном языке, построенном по принципу школьного пособия — «Решения и ответы». Ироничный метод участники арт-объединения разрабатывают более трех десятилетий. Неформальная школа «Инженеры искусства» возникла в годы перестройки — государства и сознания — и была основана в полузаброшенном особняке Петербурга при интригующих обстоятельствах. При первой встрече художник Инал Савченков собирался поколотить соседа, облюбовавшего комнату рядом, Франца Родвальда, но в итоге предложил работать над авангардным фильмом для итальянцев. Потом было много всего — эксперименты в разных жанрах, выставки за границей и на родине.
В 1990-х «инженеры» активно работают с видео и коллажной анимацией, сотрудничают с группами «Кино», «Колибри» и «Два самолета». Мультипликация художников демонстрируется на концертах Сергея Курехина. На музыку лидера «Поп-механики» «инженеры» создают анимационный фильм «Стрела Амура». Франц участвует в проектах режиссеров братьев Вачовски, Квентина Тарантино и Терри Гиллиама. Присоединившиеся к школе художники тоже много сотрудничают с театром и кино. Например, Сергей Еньков делает декорации для опер — «Евгения Онегина» Евгения Арье и «Бала-маскарада» Давида Ливерморе. Нынешняя выставка стала поводом подвести своеобразный итог многолетней работы. И заново осмыслить принципы метода «инженеров» — игру и коллажность — в современных условиях.
— Перед вами ритм, свойственный народному искусству. Я исследовал все национальные промыслы и понял, что они довольно абстрактные по форме, но главное — в каждом свой узор, ритм, рефрен — свобода, — рассказывает Франц, стоя у своей картины, написанной акварелью по мотивам «Тайной Вечери» мастера Ренессанса Якопо Тинторетто. Знаменитый сюжет заново сложен из разноцветных лоскутков в единое пестрое одеяло. Рисунок напоминает березовую кору, и этот лейтмотив не случаен — у Франца целая серия таких «березовых картин», где отражается русский национальный ритм.

Вообще у художника с нестандартным для России именем и с очень русским темпераментом — необычная судьба. Его родители были поляками, и в 1936 году, в годы раскулачивания, их сослали в Казахстан, где и родился мальчик, которого нарекли Францем. «Мне было тесно в степи, и я поехал в лес на Урал после 8-го класса», — вспоминает он. В художественном училище в Кунгуре большое внимание уделялось как раз орнаментам. Там Франц освоил профессию камнереза, а после уехал в Ленинград поступать в «Муху» (Академия Штигница). Но вместе с классическим образованием получил «прививку свободы» питерского андеграунда.

Классические и любые другие сюжеты Франц «переводит» в цветовые ритмы, которые рефреном растекаются по полотну. Это его формула и ответ на вопрос о химических свойствах разума: сюжет здесь не главное, важнее — метод восприятия, через свободный узор. Совсем иные их совместные работы с Иналом Савченковым. Чертежи, напоминающие иллюстрации к анатомическому справочнику, представляют человеческий мозг как шкаф с ячейками, в каждую из которых можно вставить чип. Для художников — это схема со «свободными радикалами» информации, которая по-разному закладывается в голову каждого. Не случайно в центре галереи находится скульптура огромной, почти античной женской головы, куда уже встроены схемы. Самостоятельные работы Савченкова тоже как ребусы, только в другом стиле. Одни напоминают немецкий экспрессионизм, другие выполненные в стилистике советского плаката. Вот один из его игровых ребусов: женщина из эпохи оттепели держит в одной руке ключ, он и от двери, и от сердца, а в другой у нее — утюг, вилка которого должна включаться в знак вопроса…
Еще один «инженер», новый участник группы Владислав Балаклейский, иллюстрирует метод школы с помощью скульптуры «Горящие новости». Перед нами мальчик из газет со свежим номером в руках: бежит, а пятки его горят и обугливаются (и это не фигура речи). «Стремление донести информацию ломает структуру этой информации. Когда мы на лету пересказываем новость, теряются важные связующие частицы, информация расплескивается и превращается в бессмысленный уголек», — объясняет автор. Его скульптура — тоже коллаж — из газет и смыслов, которые скорость лишает сути. Важна не сама суть информации, а то, как наш мозг ее обрабатывает, утверждает художник вслед за своими собратьями по арт-группе.

Живописные работы другого участника Сергея Енькова напоминают комиксы в стиле экспрессионизма, но и в них главное — «монтажный» метод. Художник тасует, как карты, игровые сюжеты, и каждый — со своим абсурдным внутренними ритмом и динамикой. Герои похожи на инопланетян с желтыми черепами. Один дирижирует — этого фантастического персонажа в смокинге товарищи по школе называют «вирусом-призраком». Другие следят на НЛО, летающим над коровой на желтом поле…

К выставке петербуржцев присоединился и один москвич — художник Александр Петлюра. Он принес в галерею бетономешалку, найденную на помойке и превращенную в арт-объект. Наполовину она прозрачная, другая часть — из «глухого» материала. И это тоже монтаж и игра — в материалы и смыслы. Коллаж — как способ восприятия — весьма актуален для современного цифрового общества, существующего в ритме, далеком от равновесия.