Наградной список Театра Вахтангова по нынешним временам выглядит более чем внушительно — сразу четыре артиста получают звание «Заслуженный артист Российской Федерации» (Леонид Бичевин, Мария Волкова, Артур Иванов, Евгения Крегжде). И это, замечу, в одном театре, в то время как в масштабах страны это звание присваивается считанным единицам. А на звание «Народного» могут рассчитывать всего пять артистов нашей огромной Родины. Звание «Народного артиста» в рамках 100-летия уже получили Андрей Ильин и Ольга Тумайкина. Заслуженным деятелем искусств стал директор театра Кирилл Крок, а заслуженным работником культуры начальник отдела кадров Ольга Кораблина.
Медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени удостоена заведующая труппой Любовь Кузнецова, а за «Заслуги» 2-й степени аж 19 артистов. Среди них Владимир Вдовиченков, Мария Бердинских, Михаил Васьков, Ольга Лерман, Екатерина Карамзина, Ольга Чиповская, Антон Прохоров, Александр Олешко, Любовь Корнева, Валерий Ушаков и другие. Еще 14 получат орден Дружбы — Юлия Рутберг, Мария Аронова, Алексей Кузнецов, Анатолий Меньшиков, Рубен Симонов, Максим Суханов, два Олега — Форостенко и Лопухов, Юрий Красков, Григорий Антипенко, Елена Сотникова, Анна Дубровская, Евгений Карельских.
Похожее было возможным разве что в прошлом веке, когда государство щедрой рукой раздавало звания и награды деятелям театра. Так, указом президента Бориса Ельцина за №1300 (от 23.10.1998) буквально были осыпаны наградами артисты и сотрудники МХТ им. Чехова, отметившего в далеком 98-м свой вековой юбилей. Тогда орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени получили Вячеслав Невинный и Олег Табаков, тогда еще не худрук МХАТа, а актер. Татьяну Доронину наградили этим же орденом, но 4-й степени.
Ну а счастливых обладателей орденов Почета, Дружбы среди мхатовцев было не счесть: среди них не только артисты, но и доценты, педагоги Школы-студии МХАТ, фотографы, сотрудники музея МХТа, режиссеры, даже руководители мастерских по пошиву мягких декораций и начальник костюмерного отдела, реквизитор и гример.
Но те блаженные времена прошли, и сегодня мастерам сценического искусства не очень-то приходится рассчитывать на вещественную благодарность государства. Тут палка о двух концах: с одной стороны, награды актеров количественно явно превышали награды, например, врачей. И как тут не вспомнить Чехова, герой которого в пьесе «Чайка» утверждал, что актеров у нас любят больше, чем купцов. А с другой - сейчас в этом наградном вопросе всё ужесточилось до крайности: так, звание заслуженного артиста можно получить только после первых 20 лет работы в театре. А что за эти два десятка лет может произойти и с артистом, и с театром, кажется, даже Богу неизвестно.
Кстати, в горячее перестроечное время был момент, когда факт существования почетных званий сами же артисты поставили под сомнение. Некоторые звезды, чьи гонорары за съемочный день резко пошли вверх, ратовали за отмену званий — мол, зачем они, если гонорары больше говорят о признании и влияют на популярность? Но перегибы достаточно быстро прошли: актерская профессия не могла пережить подобного лишения.
Поэтому можно только порадоваться за Вахтанговский театр, имеющий теперь столь внушительный общий наградной лист. Возможно, его пример повлияет на политику Министерства культуры в деле разумного расширения списка почетных званий.