Собственно, Большой работает уже как неделю, так что никаких новостей никто не обсуждает — все они перетерты в гримерках или цехах, а сейчас на лицах сотрудников только радостное возбуждение…
В Экспозиционном фойе Исторической сцены открыта большая выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Александра Горского, главного балетмейстера и руководителя балета в начале века, одного из тех, кто причастен к созданию легенды балета Большого.
Итак, в 15.04 входит гендиректор Владимир Урин.
— Сейчас Светлана Юрьевна закончит, и мы начнем, — говорит гендиректор, ожидая, когда толпа журналистов даст возможность звезде Большого театра Светлане Захаровой занять свое место. — Хочу начать с очень важных слов. Действительно, мы пережили очень непростой сезон, даже полтора сезона! Мы не отменили ни одной премьеры, только перенесли. Несмотря на всю ситуацию: 75% заполнения зала, потом 50%, потом даже 25%, все делали свое дело. У нас переболели при наших трех тысячах свыше 500 человек, а на сегодня на больничном листе находится всего 11. Пожелаем им выздоровления.
После своего выступления Урин предоставил слово заместителю министра культуры Алле Маниловой, которая рассыпалась в словах благодарности Большому театру и лично Урину.
— Спасибо вам большое, что вы так отнеслись ко всей нашей культуре, — отмечает она вклад Большого театра и лично его, гендиректора, за ту большую работу, которая была проделана во время пандемийного сезона.
— Уникальная роль Большого театра — и за сохранение классического искусства, и за его будущее, — отметила замминистра.
Неизменно, в течение уже 7–8 лет, то есть с тех самых пор, когда в театр Урин пришел в качестве гендиректора, сбор труппы начинается с маленького фильма, своеобразного ироничного дайджеста главных событий закулисной жизни минувшего сезона. Так было и на этот раз.
Все началось со старых черно-белых кадров Красной площади, боя курантов и декларации Пушкина «Восславим царствие чумы!». Затем стали показывать артистов балета на самоизоляции, кадры занятия классом, что они выставляли в Интернете. Причем классом тут занимались не только звезда Большого Светлана Захарова или переживший по время пандемии пополнение семейства Артем Овчаренко, но даже начальник пресс-службы Большого Екатерина Новикова. Закончился фильм песней Фредди Меркьюри «Шоу должно продолжаться» и надписью «С новым, 246-м!»
А потом перешли к планам. В открывшемся сезоне театр будет работать в том же режиме, что и в прошлом: 50% заполняемость зала, шахматная рассадка, бесконтактное измерение температуры на входе. Важное — никаких QR–кодов, ПЦР-тестов, которые позволяют увеличить заполняемость зала, как некоторые московские театры, Большой вводить не планирует.
Туган Сохиев напоминает, что Большой продолжит сотрудничество с «Метрополитен-опера» масштабной оперной премьерой — «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера на Исторической сцене в феврале. Вернется на Историческую сцену «Хованщина» Модеста Мусоргского. Ставить ее будет Саймон Макберни, а за дирижерский пульт встанет сам Туган Сохиев, который выступит и как дирижер-постановщик оперы Моцарта «Дон Жуан», премьера которой состоится на Новой сцене в ноябре. Камерная сцена им. Бориса Покровского осуществит сразу три оперные постановки: первой тут станет вечер в постановке Владислава Наставшева, объединившего два названия — «Маддалена» Сергея Прокофьева и «Испанский час» Мориса Равеля. Познакомится публика и с редко исполняемыми в России произведениями — «Фальстаф, или Три шутки» Антонио Сальери и «Линда ди Шамуни» Гаэтано Доницетти.
Махар Вазиев, подписавший в конце прошлого сезона новый, 5-летний контракт и теперь уже официальный худрук балетной труппы Большого, перечисляет балетные планы, которые частично перенеслись из сорванного пандемией сезона: «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга по роману Булгакова и вечер одноактных балетов. Последний должны ставить три хореографа: Вячеслав Самодуров («Танцемания» на музыку Юрия Красавина), Антон Пимонов («Made in Bolshoi», музыка Анатолия Королева), а также премьер Большого Артемий Беляков («Времена года» Александра Глазунова). Плюс двухактный балет Алексея Ратманского «Искусство фуги» на музыку Баха — он создается специально на артистов театра. Переговоры с хореографом-резидентом Американского балетного театра об оригинальной постановке шли долго, но Вазиев своего таки добился. Премьера назначена на начало апреля будущего года.
— Но Владимир Георгиевич, вы еще не знаете о том, что мы обсудили и обязательно найдем некую возможность для того, чтобы специально для Светланы Захаровой был поставлен новый балет, — говорит Махар Вазиев, обращаясь к гендиректору.
Еще до сбора труппы Махар Вазиев эксклюзивно прокомментировал «МК» и другие животрепещущие вопросы театральной жизни и приоткрыл завесу на свои долгосрочные планы. В частности, мы обсудили новую рокировку в балетном руководстве и назначение на важный пост заведующей балетной труппы Анны Леоновой, дочери нынешнего ректора Московской академии хореографии Марины Леоновой, бывшей до этого репетитором балетной труппы.
— Я небольшой любитель давать комментарии относительно того, что у нас происходит, но хочу сказать, что я благодарен Галине Олеговне за те 5 лет, которые мы совместно работали. Когда я сейчас подписал контракт на следующие 5 лет, у меня есть какие-то свои планы, какое-то свое видение, и мне нужно подбирать кадры, которые мне могут в этом помочь на нынешнем этапе… У Степаненко заканчивался трудовой договор, я заранее ей об этом сказал и предложил остаться в театре педагогом-репетитором. На том этапе она ответила, что она подумает. Это абсолютно нормально, и что-то подозревать тут таинственное не надо. Приходит время, когда и помощники меняются, да ведь и руководители меняются тоже. Так что если Галина Олеговна решит, ей стоит только позвонить и сказать: «Я решила» — со следующего же дня она будет работать в театре.