Увертюра носит исключительно светский характер: красная дорожка от тротуара до дверей, в метра три, не больше. Известные лица — а здесь цвет современного театра Москвы: Богомолов, Писарев, Могучий, прилетевший на вечер из Питера, Бутусов, Серебренников, естественно, артисты, занятые в постановках Наций и фотосессия с ними. Само собой вечерние, в пол, платья у женщин, которые держат себя не чопорно, подобающе моменту, а как-то открыто, по-детски, что ли, — хохочут, запросто снимаются с известными персонами, как будто они с ними давно на дружеской ноге. Кто они? Бесцеремонные фанатки? Модные персонажи или жены, подруги, дочери состоятельных людей? Не пройдет и часа, как все разъяснится.
На сцене появляется Евгений Миронов в элегантном смокинге.
— Три повода у нас сегодня собраться. Во-первых, 15 лет, как мы вместе, и я хочу признаться в любви тем, кто со мной пришел сюда. Я вами горжусь. Благодарю мою семью, которая все 15 лет спасала меня дома. Второй повод — мы впервые вручаем премию Федора Корша, и наконец, третье — нашему сказочному зданию, построенному по проекту архитектора Михаила Чичагова, 135 лет.
С этого сказочного здания и начинается церемония. Точнее, фильма о нем, в котором Виктор Вержбицкий ведет расследование событий мистического характера, происходящих в здании. Показания детективу дают Ахеджакова, Пересильд, Белый, Машков, Богомолов, Диденко, Руднев, директор и другие сотрудники театра.
Из кинорасследования сделаны следующие выводы: здание частного театра возведено на костях красных скоморохов, потрясающий театральный педагог Олег Львович Кудряшов, чьи воспитанники играют здесь, ни много ни мало — потомок древних Руслановичей, Ингеборга Дапкунайте — вурдалак, а Чулпан Хаматова — инопланетянка. Сам красный терем в Петровском переулке имеет неземное происхождение, а его нынешний худрук с командой всячески желают достичь мирового театрального господства — в подтверждении сих намерений в киноверсии их глаза в темноте сверкают пугающим желтым светом. И ради этого в сцену несколько лет назад был вбит гвоздь Путина. Причем им же собственноручно.
После кинорасследования на сцене живьем проиграют всю 15-летнюю историю театра (реж. Михаил Рахлин) — по краткости и эффектности она побьет все рекорды. На сцене в лучах синего холодного света поют и танцуют все, включая директора Марию Ревякину и замхудрука Романа Должанского. Несколько минут в стиле рэп, и церемония начинается. Ее ведут без пяти минут женщина-космонавт Юлия Пересильд и вечно «вечерний» Иван Ургант.
— Мы проанализировали прошедшие пятнадцать лет и можем смело сказать, что это была сладостная мука, потому что строить с нуля очень сложно, но в то же время очень интересно, — говорит Евгений Миронов. — Мы сумели, не побоюсь этого слова, расширить культурное пространство, приглашая к работе лучших режиссеров, в том числе и мировых, предоставляя площадку для экспериментов. Мы планомерно развивали молодое поколение: начинавшие у нас, ставят теперь по всеми миру, актеры обрели популярность, гримеры выросли в художников по гриму, помощники режиссеров в сеид-менеджеров. И сегодня настало время подумать, кому мы благодарны, и отметить их нашей премией Корша.
Из досье «МК»: Федор Адамович Корш (1852–1923) — русский антрепренер, переводчик. Родился 10 апреля 1852 года на Кавказе, с отличием окончил юридический факультет МГУ. Вел судебную практику, приобрел видное положение в среде московской адвокатуры. Со школы участвовал в любительских спектаклях, перевел на русский язык несколько пьес, сочинял комедии. Получив приличное состояние после женитьбы на дочери ростовщика, создал собственный театр на паях с разорившимся коллективом Пушкинского театра. У Корша играли легендарные актеры — Мария Блюменталь-Тамарина, Александра Яблочкина, Василий Топорков, Анатолий Кторов, Иван Москвин и многие другие. Кроме того, в театре, единственном в столице, было электрическое освещение, поэтому на долгие годы он оставался одним из самых популярных в Москве. Главной особенностью театра Корша были обязательные пятничные премьеры и «утренники» по воскресеньям и праздникам.
Итак, первой премией Корша награждены актеры: Наталья Тенякова, Павел Акимкин, Артем Тульчинский, Юлия Пересильд, Елена Николаева, Наталья Ноздрина, Мария Биорк, Рустам Ахмадеев, Муся Тотибадзе, режиссеры Анна Викторова и Тимур Бекмамбетов, Алвис Херманис (Латвия), Кэти Митчелл (Великобритания). Но одно дело творцы, многие из которых и без того обласканы разными премиями, другое — когда на сцену за наградой поднимаются самые «спрятанные» в театре люди — монтировщики, двигающие тяжелые декорации, помрежи, гримеры, знающие и испытавшие на себе нервозность, срывы творцов. Поэтому известнейшие деятели театра в этот вечер чествуют тех, кого публика не знает в лицо, — художника по гриму Анну Никулину, стейдж-менеджеров Кристину Галееву и Анастасию Галицину. Это они в красивых вечерних платьях перед самым началом вели себя так открыто по-детски.
Когда начальник машинно-декорационного цеха Валерий Гвоздев поднимется на сцену, чтобы из рук Ингеборги Дапкунайте получать премию в номинации «надежность», кажется, у всех на глаза навернутся слезы. Номинации раз и навсегда фиксируют важные для театра и жизни понятия — «верность», «прорыв», «ответственность», «мечта», «признание в любви» и даже... «зависть». Ее испытали учредители премии к создателям спектакля «Сын» из РАМТа.
Потом зашкаливающие эмоции выльются в соцсети: «Все перевернулось с ног на голову. Это был театр из зазеркалья, настоящий Золушкин бал. Спасибо Maria Revyakina и Евгений Витальевич за то, что придумали подарить сказку и воплотили это с невероятным шиком!»
Символом премии стал кирпич, отсылающий к идее строительства театра и историческому облику здания в Петровском переулке.