Образы героинь «Шифра» подсмотрели в классических советских фильмах

Второй сезон сериала вызвал вопросы, но не риторические

Второй сезон сериала «Шифр», как и положено любому историческому проекту, вызвал вопросы. Но не риторические. С этим сериалом многое было ясно уже после первого сезона. И во второй переместилось как все хорошее, так и не очень.

Второй сезон сериала вызвал вопросы, но не риторические
фото Пресс-служба Первого канала ru.wikipedia.org

Прямо сейчас съемочная группа проекта начинает работу уже над третьим сезоном, что вероятно является верным признаком зрительского успеха. И успех этот был во многом предсказуем. Женского кино у нас снимается не так много, еще меньше на экранах женского кино с мужским характером.

Наверно будет правильным отметить, что подобного сериала явно не хватало. Большие каналы не обижены породистыми историческими детективами, но жанру остро не хватало женской версии. Чтобы как «Мосгаз», но без того, что сейчас называют токсичной мускулинностью. Без мужских экзистенциальных страданий, без показного геройства и без потешной самоуверенности в действиях. В общем публике нужны были «Чики» федерального разлива, с героинями, которые войдут в избу, остановят коня, взвалят на свои плечи любые проблемы, но при этом обойдутся без современных рефлексий.

Люди далекие от закулисной стороны местного сериального производства, как правило, очень удивляются, когда узнают, что «Шифр» на самом деле лицензионный формат. Наш сериал — это адаптация британского телефильма «Код убийства», но от оригинала осталась лишь начальная сценарная схема. В остальном чай с молоком превратился в чай с лимоном и сахаром, причем как будто без особых усилий.

С первого сезона «Шифр» находится в женских руках режиссера Веры Сторожевой и сценариста Ольги Гнедич. Этому авторскому тандему наверное пока рановато делать комплимент за увлекательный детектив. Все, что в «Шифре» касается расследований выглядит иногда скучновато, иногда надуманно, иногда не очень исторически достоверно. Однако главные героини сериала вынуждены сражаться не только с преступным миром, но и с мужскими стереотипами и эта война куда более захватывающая.

Ирина, Анна, Софья и Катерина прямо-таки идеальный квартет советских феминисток, которые сами явно не подозревают о своем социальном статусе. Они с серьезными лицами делают то, что должны, стараются быть снисходительными к мужскому высокомерию и не ждут каких-то благодарностей за свою помощь. И вокруг них классический советский набор гендерного мракобесия. Свекровь-монстр, муж-изменник, начальник с комплексом на тему «как бы чего не вышло» и толпа всяких «доброжелателей».

Вообще советский шлейф «Шифра» ощущается не только благодаря сценарию, по которому действие фильма происходит в пятидесятые. Сторожева, как и многие ее коллеги, снимающие исторические фильмы, настолько вдохновлены советским кино, что пытаются находить в нем как картинку и приемы, так и героев. Создатели «Шифра» не скрывают фильмы и образы, которые перешли в сериал из классических советских фильмов.

Соня в исполнении Яны Дюбуи была подсмотрена в «Весне на Заречной улице», а именно в образе учительницы Татьяны Сергеевны, которую сыграла Нина Иванова. Катерина, героиня Елены Пановой, вылитая Элина Быстрицкая в образе Елизаветы Муромцевой из «Неоконченной повести». Наконец Екатерина Вилкова в роли Анны (актрисе немало досталось от пристрастных зрителей, которые прямо-таки обвиняли ее в нездоровой худобе) явная отсылка к образу Людмилы Гурченко в «Карнавальной ночи».

В подобных источниках вдохновения нет ничего стыдного или необычного — индустрия кино повторяет сама себя уже многие десятилетия. Смущает лишь то, как в последнее время представлена на экранах местных телеканалов сталинская эпоха. Создается ощущение, будто режиссеры и художники-постановщики увлечены в основном шляпками, приталенными пальто, перчатками под платья и прочим эффектным с точки зрения моды реквизитом. Сюда можно добавить нарядные фасады сталинских домов, белые кители, ретро-автомобили и получится дурноватая реставрация пятидесятнического гламура, имевшего к духу времени лишь частичное отношение. Весь ужас эпохи как будто за кадром. То, что имело весьма выпуклые черты в таких фильмах как «Холодное лето 53-го» или сериале «Дети Арбата» сейчас словно считается неприличным или устаревшим. И дело здесь не в близорукости создателей сериалов, а скорее в приоритетах системы госзаказов и потребностях публики. И то и другое, как будто лишилось совести.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28624 от 15 сентября 2021

Заголовок в газете: Даже не «шифруются»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру