Машков, которого труппа встречает криками и даже встает (авторитет!), выстроил сбор как по нотам: темпоритм, паузы, музыка, видеоряд. Учтены все нюансы, один из которых весьма показателен - при воспоминании о тех, кто ушел из жизни, не возникнет неловкости, когда скорбь подозрительно быстро переходит в радость. Обычно подобное выглядит грубовато и формально, а вот у Машкова пауза выдерживается основательно и есть время вздохнуть и выдохнуть, вспомнив Бориса Плотникова, Сашу Воробьева, Ольгу Барнет, Владимира Кирсанова, технических сотрудников театра. И только после приличествующей моменту и чувствам тишины, Владимир Львович переходит к делу.
- Дело надо делать, господа, - цитирует он любимую фразу своего учителя Олега Табакова и ошарашивает сообщением, что 36-й сезон будет сезоном (внимание!) науки. Никто не ослышался - да, именно науки, и в театр на Сухаревской придут ученые, в основном психологи, которые помогут артистам разобраться с чувственными процессами, природой эмоций, психологией межличностных отношений - собственно с тем, чем и занимается театр.
- Будем в нашей работе продвигаться по пути понимания своих чувств и эмоций, изучать принципы работы психофизического аппарата актёра, пригласим учёных для диалога и рассказа об открытиях в этой области, сосредоточимся на наших важнейших профессиональных навыках, - говорит он.
- Как технически будет выглядеть исследовательская работа в театре? - спрашиваю его после того, как актеры разойдутся по репетициям.
- Ученые будут работать с артистами, и этот контакт должен взаимно принести пользу. Ученые мало себе представляют, что такое театр. А у нас не просто театр, где идут спектакли, а школа, где постоянно идет работа, погружение в тонкие материи. Первый опыт уже сделан: за день до сбора на открытой репетиции спектакля «Ночь в отеле» психологи обсуждали работу вместе с постановщиками и зрителями.
Неформальное начало сбора имеет неформальное продолжение. Машков неожиданно заявляет:
- Нас ждет не просто год науки, а научно-секретный год. Поэтому мы не объявляем планы. Это наша внутренняя информация - будем готовить сюрпризы.
Программное событие для театра - капитальный ремонт здания на Чаплыгина: проект уже подготовлен и на сборе труппы его презентовали на экране. Кстати, жилой дом на Чаплыгина, в угольном подвале которого 35 лет назад родилась «Табакерка», знаменит еще и тем, что в 1920 году там Ленин с женой писателя Горького слушали исполнение «Апассионаты» (сегодня забавно смотрится фрагмент из советского фильма, запечатлевшего этот исторический момент). Бог с ним, с Лениным, а вот свод арки, ведущей во двор «Табакерки», отделают мозаичным узором, а ворота в старую «Табакерку» обещают сделать какими-то особенными.
Наконец самый трогательный момент - новобранцы Школы Табакова по очереди из стеклянного куба достают золотые шары, названные атомами солнца, представляются, а на экране возникает изображение ангела-хранителя, который незримо будет сопровождать каждого из студентов весь период обучения. Кстати, немаловажно отметить, что с некоторых пор колледж, основанный Олегом Табаковым как среднеспециальное учебное заведение, теперь выдаёт дипломы о высшем актерском образовании. Соответственно, срок обучения с четырёх лет увеличен до пяти. Вот этого и добился Машков, ориентированный в своей работе не на шумиху и скандал, а на дело. Его дела говорят сами за себя - сильная труппа, новые яркие спектакли, исследовательская работа.
А еще он сообщает, что создает художественный совет в театре, и теперь ответственность с ним за те или иные решения разделят два Сергея - Угрюмов и Беляев, Виталий Егоров и Алена Лаптева. Свой 36-й сезон «Табакерка» откроет легендарным спектаклем «Бумбараш», в котором заняты все поколения артистов театра.