Сериал «Выжившие» назвали страшной версией «Эпидемии»

Новая версия апокалипсиса

Новый взгляд на вирусный апокалипсис был просто обречен на сравнения с сериалом «Эпидемия», и сейчас два проекта сталкивают лбами все кому не лень. Но те, кто делает выбор не в пользу «Эпидемии», видимо, забывают про большой международный успех сериала (проект купил Netflix) и грядущий второй сезон. «Выжившие» здесь явно в роли догоняющего, хотя старт получился весьма резвым.

Новая версия апокалипсиса
Артур Смольянинов.

И у «Выживших», и у «Эпидемии» есть литературные первоисточники («Выжившие хотят спать» Ильи Колосова и «Вонгозеро» Яны Вагнер соответственно), однако ковидная реальность заставила публику совершенно по-другому взглянуть на то, что в мирной жизни было бы лишь экранизацией. И «Выжившим» здесь повезло больше, потому что доработка сценария шла во время локдауна, что, конечно же, внесло в сериал еще больше остроты повестки дня.

Впрочем, и изначальный сюжет «Выживших» пугающе точно вобрал все последние новости. К уже отточенному и у нас, и за границей сценарию — кашель, скоропостижная смерть, карантин, всеобщая паранойя, блок-посты силовиков и банды, гоняющие по городам в поисках быстрой наживы, — здесь добавляется неожиданная вирусная мутация, в результате которой люди, спящие больше двух часов в сутки, впадают в кому. И вот уже у всех героев слегка едет крыша, правда и галлюцинации меняют друг друга, а самый острый фокус восприятия оказывается у парня, страдающего не то шизофренией, не то биполяркой.

Декорации — еще одна сильная сторона «Выживших», по крайней мере в сравнении с «Эпидемией». Действие сериала происходит в маленьком не названном городке, а российская провинция, как это следует в том числе и из недавних сериалов «Территория» и «Топи», будто придумана как место, где конец света не то чтобы страшная новость, а скорее часть жизни.

Режиссер Борис Хлебников, который стал одним из продюсеров «Выживших», большой специалист по душераздирающим сюжетам из глубинки, и иногда в сериале возникают тени его картины «Аритмия», что, конечно же, приятно для всех любителей авторского кино. Герои «Выживших» — люди, может быть, и не всегда отесанные, но довольно искренние как в благородстве, так и в подлости, и, конечно, иногда они вызывают больше сочувствия, чем вынужденные бежать из шикарного мегаполиса и окружающих его дачных поселков персонажи «Эпидемии».

В «Выживших» нет суперзвезд, вместо них скорее очень знакомые лица, но вряд ли зрители об этом жалеют. Участника войны в Сирии, а ныне охранника играет Артур Смольянинов, в роли его жены Дарья Савельева, Анна Слю перевоплотилась в психиатра, Роза Хайруллина просто неотразима в образе фронтменши религиозного культа, не менее убедительна Дарья Екамасова — настоящая супервумен с автоматом в руках.

Наконец, главная роль у Алексея Филимонова, играющего пациента психиатрической больницы. Его герой в ответе за гуманизм, на который в ситуации, когда вокруг хаос и смерть, способен только сумасшедший. В нем есть что-то от персонажей Достоевского, умеющих собственное бессилие в сочетании с безумием превратить в большую надежду. И это одна из лучших ролей актера, притом что Филимонову с ролями в общем везло, достаточно вспомнить свежие фильмы «Большая поэзия» и «Бык», а также ставший в свое время локальной сенсацией «Кислород».

Может показаться, будто со всеми этими достоинствами мало кому придет в голову сказать «скучно», но те, кто характеризует первые серии проекта именно так безжалостно, иногда правы.

Пока «Выжившие» напоминает безупречные кирпичики, склеенные не самой лучшей цементной смесью. Многие эпизоды в визуальном отношении прямо-таки завораживают, актерская игра совсем не буксует, диалоги ни одним словом не напоминают худшие образцы многосериек федеральных каналов («Я иммунолог! Даже если я включу этот томограф, что я дальше с ним буду делать?» — говорит врач, и подобный черный юмор на фоне апокалипсиса, наверное, является очень правдоподобной человеческой реакцией), и по части страха, который обязательно должен пробирать поклонников таких сериалов, здесь все в порядке.

И тем не менее иногда бывает скучно. Чего не случалось с эпизодами «Эпидемии». Вот их не хотелось детально рассматривать на предмет операторских приемов или ужаса в красивых глазах Виктории Исаковой. Все «здание» сериала воспринималось целиком, а не по отдельным кирпичикам; наверное, поэтому даже для иностранцев, включая короля ужасов Стивена Кинга, «Эпидемия» стала хорошо понятным фильмом.

«Выжившие» с самого начала были обречены оказаться в тени «Эпидемии», но оптимистично настроенные любители жанра не без оснований надеются на персонажей нового сериала. Почти все они как будто с джокером в рукаве. Впрочем, можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны. Мы на удивление быстро привыкли к тому, что сейчас регулярно появляются поводы без презрения смотреть российские сериалы. Вот это интригует похлеще ужастиков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28619 от 8 сентября 2021

Заголовок в газете: «Выжившие» против «эпидемии»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру