Для основателя «Современника» — Олега Ефремова, для драматурга Виктора Розова, для актеров, которых потом назовут звездами взрослых театров, Центральный детский (прежнее название РАМТа) был колыбелью. А в 1921 году его создала Наталия Сац — яркая личность, молодой дерзкий талант, совпавший с дерзким и яростным временем. Ее дочь Роксана, уже пожилая женщина, также среди гостей.
Столики в зале, столики на сцене, за ними вся труппа — молодая, красивая, такими родители гордятся. И юбилейный вечер начинается весьма эффектно: зал в перекличке со сценой. У него исключительно фамильный характер, то есть все на сцене и в зале оказываются чьими-то театральными папами, мамами, женами, мужьями, братьями, сестрами… И всех родственников — сразу по нескольку, потому что все они играли пап-мам-детей-племянников в несколько составов.
Очень краткая речь художественного руководителя РАМТа — удивительного Алексея Бородина, вырастившего не одно поколение замечательных артистов. Речь без пафоса — только любовь к своему Дому, к семье, которая слушает его на сцене. Семья РАМТа весь вечер будет радовать гостей пародиями на своих лидеров, друг на друга. Вспомнят спектакли, которые вошли в историю театра, и расскажут истории, с ними связанные. Как, например, «Приключения Тома Сойера», поставленный в далекие 70-е американским режиссером в РАМТе. Все четыре Тома Сойера — от первого до последнего — весело выясняют между собой отношения.
На вечере нет случайных гостей, дежурного набора звезд, без которого не обходится ни один юбилей, снимаемый федеральными каналами. И от этого в Доме Бородина тепло и уютно всем, вспоминают всех и благодарны всем, кто оставил частицу своего творчества и сердца в этом Доме на Театральной площади.
На связи два режиссера из Лондона, работавшие с артистами РАМТа, — это Том Стоппард, чей девятичасовой марафон под названием «Берег утопии» отмечен и зрительской любовью, и многими театральными премиями, и Майкл Фрайн: его пьеса «Демократия» с успехом идет в театре и отвечает на многие насущные вопросы.
Театральные дети — отдельная тема. На сцене — продолжение династий Дворжецких, Розовских, Писаревых… Тема бесконечного — и ремонт исторического здания театра. Зрителям предлагается ознакомиться с новым видом кресел, которые скоро установят в зале. Они разговаривают, списывают деньги со счета, чипируют, ну и до кучи вакцинируют зрителя. Этот номер имеет успех, как и пародия на зрителя с разным опытом посещения РАМТа — от неофитки до матерой поклонницы.
В финале из глубины к авансцене двинется персонаж в костюме космонавта. Его позывные: «Я Чайка» (не путать с Валентиной Терешковой):
— Театр — это дом, который у нас нельзя отнять, — гулко звучат его слова в скафандре.
Этот театр простоял сто лет — и с такой семьей, с такой системой ценностей простоит еще столько же. Последний кадр: пародийные (а как настоящие!) худрук Бородин, главный режиссер Перегудов и директор Апфельбаум цифры в числе 100 поменяют местами, и теперь она выглядит как 001. Отсчет нового столетия пошел.