Художник Игорь Самолет создал 19-метровое полотно из личных сообщений

В галерее «Сцена» показали ненависть цифрового поколения

Раны. Именно с них начинается выставка Игоря Самолета «Политика ненависти» в галерее «Сцена», расположенной в подвальном помещении особняка ХIХ века на Пятницкой. В зеленых лучах неонового света зритель видит витрину с небольшими снимками. На них ушибы на руке, разрушенная кладка памятника архитектуры, жуткая метель, фото из советской тюрьмы для политзаключенных в Воркуте.

Здесь задан болезненный контекст, подводящий к основной инсталляции, пропитанной ненавистью. «Она объединяет людей сильнее, чем любовь», — утверждает автор проекта, отражающего ситуацию наших дней.

В галерее «Сцена» показали ненависть цифрового поколения
Автор на фоне своей работы.

Зеленый цвет считается символом счастья, гармонии, равновесия и мудрости. Но только не здесь и сейчас. Этот неоновый свет скорее раздражает и тревожит, чем умиротворяет. Такой визуальный эпиграф, построенный на противоречии, задает тон всему проекту с говорящим названием «Политика ненависти» Игоря Самолета — выпускника Школы Родченко, лауреата премии для молодых художников «Credit Suisse» и «Cosmoscow», уже успевшего засветиться на многих международных арт-фестивалях.

Куратор выставки Николай Палажченко и основатель галереи «Сцена» показывает выставку Андрею Малахову.

Из зеленого зала виднеется проход, откуда струятся лучи манящего розового света. Когда заходишь в следующий, основной зал, все вокруг еще несколько минут видится в розовом свете. Это оптическая иллюзия: скоро глаза привыкают, и пространство становится черно-белым. Два контрастных цвета смешиваются в сложный коктейль эмоций. Мы в «серой зоне». 

Все стены заняты порезанными тесаком панелями из пенопласта, на которых изображены огромные скриншоты с экрана телефона — с личными сообщениями и фотографиями. Это личная хроника Игоря Самолета за последний год. Но цифровой «дневник» художника здесь пересекается с общественными событиями, которые касаются всех, хотим мы того или нет. Сначала глаз вылавливает только травмы — белые следы от многочисленных порезов напоминают сильный град. Но потом зрение вновь привыкает к визуальному «белому шуму» и начинает различать картинки и тексты. 19-метровое абстрактное полотно приобретает конкретные «израненные» формы. Бросается в глаза фото полицейских в касках с дубинками, стоящих на дороге. Поверх читаем сообщение от сборщика кухонь: «Добрый вечер, на завтра все в силе?» 

— Это был последний митинг в России. В тот день я ехал за обоями и плинтусами в гипермаркет и встал в пробке на Красносельской, — рассказывает Игорь. — Но этот пример не так важен сам по себе, меня как художника интересуют процессы, которые происходят сейчас, взаимодействие личной и внешней повседневности. Все это про ощущение времени моим поколением родившихся в середине 80-х.

Этот во многом документальный проект без сюжета и структуры отражает эмоциональный фон. Взгляд выхватывает отдельные, на первый взгляд бессвязные сообщения, и из них складывается картина сего дня. Игорь Самолет называет нашу эпоху «временем цифровой диктатуры», когда даже при большом желании нельзя остаться в стороне от «хейта» и внешнего негативного фона. «Людям очень удобно ненавидеть», — говорит он. И тут уже не важна тема, которая вызывает агрессию. Дело в другом — в формировании тотальной культуры негатива. Быть может, поставив эмоциональный поток на паузу и посмотрев ненависти в лицо, нам захочется выбрать другую объединяющую идею, позитивную, и пересмотреть личную культуру общения?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру