«Красные виноградники в Арле» Винсента Ван Гога — одна из важнейших работ в творчестве художника и единственное произведение, проданное при жизни мастера (по крайне мере согласно документальным сведениям).
Полотно написано в начале ноября 1888 года, когда Ван Гог мечтал о создании «Мастерской Юга», которая объединила бы непризнанных художников-новаторов в одном месте. Как раз тогда в Арль прибыл Поль Гоген, чему Винсент был несказанно рад. Через два месяца отношения художников разладятся, психическое здоровье Ван Гога пошатнется, случится история с ухом и много других драматических событий. Но это будет потом.
«Красные виноградники в Арле» писались в момент наивысшего духовного и творческого взлета мастера. Тогда он восторженно писал Тео: «Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — желтые отблески заката». Все эти фантастические цвета есть на картине, которая до сего дня никогда не реставрировалась.
— Жизнь этой вещи до недавнего времени была строго замкнута в том пространстве, в котором она находилась (речь об экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. — М.М.), и это очень грустно, — говорит директор Пушкинского музея Марина Лошак. — Мы не могли отправлять ее на выставки. Тот процесс, который мы сейчас запустили, — во благо этого шедевра.
Работа, которую специалисты без преувеличения называют иконой искусства, создавалась в тот момент, когда художники во всем мире много экспериментировали с живописными техниками. Тогда же появились новые краски, произведенные промышленным путем: профессиональная культура подготовки и создания живописи переживала революцию, и еще было не ясно, какие краски при смешивании выдержат испытание временем. Поэтому сегодня многие произведения, созданные в ХIХ веке, находятся в более сложном состоянии, чем работы ХVII–XVIII веков.
Картины Ван Гога (и, кстати, Гогена тоже) — не исключение. Винсент лелеял идею делать краски самостоятельно, но в данном случае использовал все же фабричные. А вот холст он сделал сам — из обычной мешковины. 20-метровый рулон джута купил Поль Гоген, художник отрезали от него куски, грунтовали, натягивали на подрамники и писали. Ван Гог загрунтовал самодельный холст для «Красных виноградников…» не очень удачно. Кроме того Ван Гог отправил работу брату, не дав ей как следует просохнуть. Он снял ее с подрамника, свернул вместе с другими работами и в тубусе переслал брату Тео в Париж. Тот натянул ее на новый подрамник, отчего на картине образовались трещины.
— При первичных исследованиях мы обнаружили, что некоторые пастозные мазки примяты — под микроскопом видны отпечатки другого холста. Что это за картина, мы пока не знаем, — рассказывает заведующий отделом реставрации и консервации Игорь Бородин. — Не исключено, что нам придется обратиться к коллегам из других музеев, где хранятся работы Ван Гога этого периода. Надеюсь, в результате совместного расследования мы приоткроем тайны «Красных виноградников».
К тому же на полотне обнаружены следы хромата свинца, что говорит о том, что Ван Гог писал промышленными красками. Он выдавливал их из тюбика, не жалея. А на обороте проступает грунт, который художник делал собственноручно, из-за чего сейчас картина как раз находится в опасном состоянии.
Помимо этого удалось выяснить, что некоторые детали сюжета Ван Гог менял в процессе написания полотна. Например, изначально он изобразил в правой части сюжета женский силуэт, но в финальном варианте очевидно, что перед нами мужская фигура. Эта деталь свидетельствует о том, что работа была написана не в один момент. Автор работал над ней около недели в мастерской.
— Эта работа — воплощенная мечта художника, которую, возможно, он создал под влиянием Гогена. В ней воплотился новый принцип создания произведения. Почти 20 лет назад я принял эту картину на свое ответственное хранение, — вспоминает старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, искусствовед Алексей Петухов. — Ее осмотр был священнодействием: ни одна из картин музея никогда не собирала столько почитателей — пришли почти все сотрудники. Поверхность картины хранит прикосновения Ван Гога. Сейчас мы пробуем расшифровать эту важнейшую в жизни мастера страницу жизни и творчества — и это настоящий детектив. Сейчас наша реставрационная мастерская работает над расшифровкой этого многослойного послания.
В процессе изучения картины будет снят сериал о картине, а за результатами исследования уже сейчас можно следить на отдельном сайте, посвященном «Красным виноградникам в Арле». Специалисты надеются закончить исследования к 2022 году и представить их на выставке коллекции братьев Морозовых.
На данный момент открытие проекта намечено на весну, но не исключено, что сроки могут измениться. Кроме того, один из сотрудников музея напишет уменьшенную копию работы, чтобы можно было проследить поэтапно процесс создания шедевра.