Перед началом съемок и конкурсанты, и жюри, конечно же, волнуются. Немалый опыт судейства опять пройдет испытание сильными эмоциями, которые неизбежно накрывают и жюри, и зрителей программ с участием детей.
— Само судейство для меня не в новинку, — говорит в беседе с «МК» Ирина Дубцова. — Я была на месте и тех, кого судят, причем и неизвестным артистом, и артистом уже популярным. Была в роли наставника члена жюри, так что мне знакомы чувства с обеих сторон, и это облегчает мою задачу.
— Но даже для опытного члена жюри оценивать детей, наверное, не так просто…
— С детьми, конечно, сложнее, чем в «Ты супер! 60+», где я тоже была в жюри. Я сама мама подростка, поэтому мне хорошо знакомы их чувства, изменения, которые с ними происходят в определенном возрасте. Они часто все воспринимают в штыки даже от близких людей, а когда тебя оценивает незнакомый и еще довольно известный человек и говорит тебе, что ты не артист и выбрал не свой путь, то это прямо трагедия. У ребенка жизнь может сложиться совершенно по-другому, если он в итоге передумает заниматься музыкой.
— Кстати, возможно, после отказа его жизнь сложится лучшим образом. Далеко не все понимают, что неудачная музыкальная карьера может стать огромным разочарованием…
— Еще и поэтому наша задача здесь не пожалеть, а сказать правду. Это очень сложно. В «Ты супер! 60+» люди выходили получать удовольствие, а не на суд. Дети пока не понимают, что главная задача артиста получать удовольствие, иначе его не получат те, кто артиста слушает. У ребенка огромное желание победить, показать себя лучше всех, и вдруг его заставляют усомниться, будто именно он — супер. Это очень тонкий момент, и если честно, мне страшно садиться в кресло жюри. Я очень люблю детей, но буду стараться руководствоваться не эмоциями, а профессионализмом и настраивать себя на то, чтобы говорить правду.
— Большое значение имеет еще и то, что у участников программы есть немало трудностей в жизни. Наверное, каждому хочется чем-то помочь?
— Есть безумно талантливые дети, для которых сразу хочется что-то сделать. И я думаю, что такое желание возникает не только у жюри, но и у зрителей. Хочется сразу всех усыновить и удочерить, дать им возможность почувствовать дом. В плане эмоций «Ты супер!» удивительный проект, и я очень рада, что стала его частью.
— Сейчас довольно много детских конкурсов, которые проходят в самых разных форматах. И не умолкает полемика по поводу того, что для детей такие соревнования являются слишком большой нагрузкой и лучше бы оставить подобные конкурсы взрослым. Что вы думаете по этому поводу?
— Я с самого детства принимала участие в разных конкурсах и хорошо знала, что такое конкуренция с ровесниками. И еще я училась в музыкальной школе, где сдавала экзамены по скрипке или фортепиано на глазах у всех. Лично у меня никогда не было ощущения, будто я хуже всех, но не было и стремления обязательно победить. С самого детства я понимала, что занимаю свое место и делаю свое дело. Это по-прежнему так. Я пишу музыку, стихи, исполняю свои песни и ни с кем особенно не конкурирую. Но если я вот такой человек, то кто-то другой подходит иначе. Каждая личность уникальна. Поэтому никогда не угадаешь, как дети отреагируют на отказ или одобрение. Но для многих это хороший шанс проявить себя.
— В этой ситуации особенно непросто тем, кто доходит до финала или побеждает. Очень часто они уверены, что после победы в шоу все у них пойдет в гору. Хотя хорошее выступление с чужой песней не означает начала карьеры в музыке…
— Конечно! Все зависит от материала, а также от вашего желания. Мой папа был очень хорошим профессиональным джазовым музыкантом. Он мог мне помочь с точки зрения образования или посоветовать правильную музыку. И делал это, и я ему до конца своей жизни буду благодарна безумно. У большинства детей из нашего проекта такого человека нет. Возможно, есть музыкальный руководитель в детском доме. И он может разглядеть в ребенке определенные способности, которые помогут ему победить в конкурсе. Но победа еще ничего не значит. После нее нужно будет многое понять. Кто ты на сцене, какая у тебя может быть публика, сможешь ли писать песни сам. Все это огромная работа, которую за артиста никто не сделает. Так что ленивым здесь быть нельзя.
— Некоторые думают, будто хороший продюсер может решить все эти проблемы…
— Это обман. От продюсера далеко не все зависит, и я это утверждаю как человек, который не первый год в индустрии. Сколько людей приходило с огромными деньгами, и ничего не получалось. Не хватало каких-то личных качеств. И речь не только о харизме, которую нельзя ни купить, ни придумать. Просто довольно большой процент успеха в карьере артиста заключается в желании и трудоспособности. Конечно, сейчас мы живем в эпоху быстрых денег и быстрой популярности. Дети, в том числе и из нашего проекта, это видят. И задача родителей и просто людей опытных объяснить, особенно маленьким детям, что является творчеством, а что нет, где индивидуальность, а где просто хайп.
— Вы можете по паре выступлений оценить шансы ребенка на успех?
— Артистизм и харизма видны сразу. Ребенка, конечно, можно научить петь, а голос натренировать. Хотя лично я училась петь не только занимаясь вокалом с преподавателями, но и по кассетам с альбомами Мерайи Кэри, сестер Бэрри и так далее. Нужна постоянная работа над собой, которая невозможна без желания этим заниматься. Без желания не будет ничего ни у человека с огромными деньгами, ни у того, кто такими возможностями не обладает. Попасть в «Ты супер!» уже огромное везение. А дальше все зависит от человека, при том, что здесь все талантливы, все со слухом, мимо нот у нас никто не поет. Детей отбирает профессиональная команда, которая работала и на «Маске», и на других проектах. Как поэт и композитор я буду готова поддержать того, в кого влюблюсь в творческом плане. Если увижу творческую единицу, то могу написать ему песню, а может быть, даже заняться этим ребенком. Мне очень интересно.