Накануне 70-летия Алексей Учитель рассказал о маленьких дочках и сыне, работающих в кино

Скоро он приступит к съемкам фильма о Дмитрии Шостаковиче

31 августа кинорежиссер и продюсер Алексей Учитель отмечает 70-летие. После трудных для всей его семьи дней, связанных с тяжелой болезнью, никаких торжеств он не планирует. Три недели Алексей Ефимович провел в «красной зоне» с ковидом, потом была реабилитация. Теперь все самое страшное позади, и он опять в рабочем строю. Два дня пришлось ждать возможности с ним поговорить из-за его сумасшедшей занятости. А пропадал он на съемочной площадке у своей студентки, приступившей к работе над дебютным фильмом.

Скоро он приступит к съемкам фильма о Дмитрии Шостаковиче

Алексей Учитель родился в Ленинграде в семье оператора и документалиста Ефима Учителя и пошел по его стопам — окончил операторский факультет ВГИКа, стал документалистом. Работал на Ленинградской студии документальных фильмов, снимал неигровое кино, в том числе знаменитый свой фильм «Рок». А в 1995 году состоялся его дебют в игровом кино — «Мания Жизели» о балерине Ольге Спесивцевой. Потом были «Дневник его жены», «Край», «Космос как предчувствие», «Прогулка», «Восьмерка», «Матильда», «Цой».

Мы поговорили с Алексеем Учителем о том, что ему довелось пережить, как он продолжал работать в больнице, как поведет своих дочек в школу и как идет работа над его новым проектом о Дмитрии Шостаковиче.

— У вас напряженные дни?

— Да, начались съемки дебютной картины, она пока называется «Миттельмарш», которую делает моя ученица Софья Миледина, только окончившая ВГИК. Фильм полностью будет сниматься в моем родном городе Петербурге, где живут герои — совсем еще молодые люди. История любопытная, чем-то напомнившая мой фильм «Прогулка». Не буквально, конечно. Сюжет совсем другой, но там тоже два молодых человека и девушка.

— И вы поехали на площадку на целый день?

— Вовсе не потому, что чего-то опасаюсь. Это моя обязанность как продюсера и художественного руководителя, поскольку у дебюта всегда должен быть худрук. Тем более Софья — первая, кто стартует из моего нынешнего выпуска во ВГИКе. И я тоже волнуюсь, хочу, чтобы все было хорошо. Дебюты мы на нашей студии делать умеем.

— Как раз в ваш день рождения на фестивале «Окно в Европу» в Выборге состоится конкурсный показ фильма еще одного вашего дебютанта.

— Да, это история двух братьев «Земун» Эдуарда Жолнина, хотя он не мой ученик, просто принес к нам на студию очень любопытный сценарий, и мы его решили запустить. Необычная картина с Евгением Ткачуком в главной роли.

— В Выборг не приедете? В конкурсе участвует еще одна картина «Белый снег» — дебют дочери Андрея Кончаловского Наталии Кончаловской, где снималась ваша дочка Аня.

— У нее там серьезная роль. Но приехать в Выборг я не смогу. У меня какой-то сумасшедший месяц. Помимо дня рождения, который я широко отмечать не буду, даже не из-за недавно перенесенной болезни. Я вообще в последние годы этого не делаю. Но с близкими отмечу, безусловно. Меня пригласили, и я с удовольствием поеду в Самару на фестиваль Шостаковича, где соберутся известные дирижеры, композиторы и музыканты. Потом — «Кинотавр», одновременно съемки трех картин в сентябре. 1 сентября пойду во ВГИК и с дочками схожу в школу. В общем, юбилей у меня будет на разрыв. Пока все складывается отлично.

— Накануне юбилея сплошная круговерть?

— Круговерть у меня всегда, не только накануне дня рождения. О юбилее я думать не хочу. Вообще свои дни рождения не люблю, тем более с такой цифрой. Скажу вам честно, я ее не ощутил. Просто было некогда. У нашей студии «РОК» в этом году тоже юбилейный год, ей 30 лет. Мы одновременно делаем четыре проекта. Кроме того, у меня был выпуск во ВГИКе, а это 14 человек и 14 дипломов. Их тоже надо было сделать. Плюс набор новой мастерской, проходивший для меня в Зуме, поскольку я в июне тяжело заболел ковидом, и все было непросто. Из больничной палаты участвовал в защите дипломов и проведении трех творческих туров по приему новых студентов. Это стало для меня не совсем приятным, но важным опытом.

На фестивале «Послание к Человеку». Фото: Пресс-служба фестиваля

— Знаю, что болезнь тяжело проходила. Зачем же было себя так мучить, продолжать работу? Есть же у вас помощники?

— Безусловно, у меня есть во ВГИКе помощники. Они находились в Москве во время вступительных экзаменов и наяву видели наших будущих студентов, помогали мне очень сильно. Без них я, наверное, и не смог бы все это осуществить. Тяжело по компьютеру определить, как себя ведет человек. Но я говорю об этом, как о некоем жизненном опыте, который мне пришлось пережить. Это любопытно. 1 сентября увижу своих студентов вживую и пойму, сколько ошибок или, наоборот, приятных открытий мы сделали.

— Набрали в основном девушек? Они по-прежнему активно лидируют?

— Девушки доминируют. Я абсолютно не против этого. Тенденция давняя. Сейчас соотношение было примерно 75 процентов на 25. Две трети мастерской это девушки.

— Что за народ стремится в режиссуру?

— Разный. В отличие от прошлого набора, где были в основном представлены Москва и Петербург, сейчас студенты из разных городов — от Томска до Самары. Причем это те, кто уже прошел отбор. А география абитуриентов была еще шире. Мы же проводим предварительный конкурс, и не только мы, любая творческая мастерская. Заявлений было подано за 300 точно, а мест гораздо меньше. Как правило, мастерская состоит из 25 человек и строится так: десять бюджетных мест, десять коммерческих, пять для иностранцев. В этом году их было довольно много — из Эстонии, Литвы, Латвии, других стран. Будут учиться и два китайских студента. Я даже не знаю, каков окончательный состав, потому что иностранцы проходят только одно собеседование, а потом имеют право выбора мастерской и педагога, у которого хотят учиться. Из набора в 25 человек финиширует обычно половина. Во всяком случае, у меня так происходит.

Алексей Учитель на съемочной площадке.

— Чем еще живет ваша студия в год юбилея?

— В сентябре начинаем съемки самой большой нашей картины «Летучий корабль», который будет делать мой сын Илья. Он уже самостоятельный режиссер и иногда меня учит. Проект очень непростой. Впервые мы делаем сказку, да еще с таким постановочным размахом, серьезным и звездным актерским составом. Пока могу назвать только Полину Гагарину, которая сыграет драматическую роль. Еще мы работаем над небольшой детской картиной «Девочка Нина и пианино». Ее снимает молодой режиссер Роман Шаляпин, когда-то участвовавший в фестивале «Окно в Европу» в Выборге с современной адаптацией «Бесов» Достоевского. Андрей Кравчук заканчивает большую военную картину с голливудским размахом, но при этом очень человечную, по сценарию Арифа Алиева, с рабочим названием «Пальмира». Александр Робак играет там главную роль. Она уже на выходе.

— А что с проектом про легендарную советскую фигуристку Людмилу Пахомову, который вы будете делать с Татьяной Навкой?

— Я его затевал как продюсер, и мы продолжаем над ним работать. Мы должны еще раз встретиться с дочерью Пахомовой и все оговорить и, наверное, пойдем вперед. Пока все в переговорной стадии, и прежде всего шел поиск сценаристов, и мы их нашли.

— Слышала, что вы и на Пушкина замахнулись? А как же фильм о Дмитрии Шостаковиче, о котором вы подробно рассказывали «МК»?

— Ариф Алиев показал мне интересную сценарную разработку сериала с очень необычным взглядом на Пушкина, которая лично мне понравилась. Но пока ничего конкретного за этим не стоит. Если снимать о классиках, то не стоит, наверное, делать благополучный байопик. Важнее понять, почему человек поступал именно так, а не иначе, почему рождались его произведения. А что касается «Шостаковича», то уже написан писателем и сценаристом Александром Тереховым сценарий, идет поиск финансирования. Это очень дорогой проект, надеюсь, международный. Дай бог, пока с этим справиться в ближайшую пару лет. У меня есть еще несколько замыслов, но все они большие. Постоянно думаю о том, что можно сделать в небольшом формате, но пока такой сценарий на глаза не попался. Но мне бы очень хотелось что-то такое снять.

— Как развивается ситуация с родственниками Виктора Цоя, которые не приняли ваш фильм о нем?

— Первый суд мы выиграли. Там настолько все очевидно. Но возникло другое. Якобы полиция передала дело в прокуратуру, но никаких официальных бумаг мы не получали. Адвокат сына Цоя активно заявляет об этом, пытается раздуть новую историю. Фильм «Цой» уже прошел в прокате и на платформах, даже на телеканале состоялся показ. Я не понимаю, что происходит. Это уже какая-то агония, но, к сожалению, нервы нам треплют.

— Какие претензии поступают в ваш адрес?

— Сейчас речь идет о неправильном использовании образа и имени, но ведь никто бы фильм в прокат не выпустил, если бы мы что-то нарушили. Наши позиции в этом смысле крепки. Что тут еще можно придумать? Моя фантазия ничего не может мне подсказать. В одном издании написали, что имеются какие-то документы, которых нет у нас, и что дело передано в прокуратуру с указанием статьи. Как всегда требуют запретить. В ход идут письма президенту.

— У вас ни один фильм спокойно не выходит.

— Нет, у меня до «Матильды» все фильмы выходили спокойно. Нападок не по существу фильма не было. Крик был после «Дневника его жены». Литературоведы упрекали в том, что Бунин не сидит за столом и не пишет. Наверное, когда я сниму фильм о «Шостаковиче», тоже скажут, почему композитор не сидит за роялем. Я, кстати, был в его кабинете в Брюсовом переулке в Москве, где есть два рояля. Меня туда пригласила вдова композитора, за что я ей благодарен. А по поводу родственников мы уже с вами говорили. Эта беда касается не только меня. Иногда это стремление и себя показать. Если дело касается только образа, то это все сказки, родственники не имеют никаких прав. Относительно публичных людей все мы имеем возможность высказаться. А вот если это касается использования музыки, текстов, то родственники, к сожалению или к счастью, могут что-то запрещать, если у них есть на это право.

— Знаете, что ваша подруга Поклонская вот-вот станет послом на Островах Зеленого Мыса?

— Знаю. Это фарс, который с ней произошел. Она, кстати, публично призналась, что была не права. Но поскольку от нее можно ожидать чего угодно, то меня не так волнует то, что она извинилась. Пускай теперь побудет на Островах Зеленого Мыса. Я не злорадствую, но явно, что это ссылка.

С дочкой Машей и Евгением Цыгановым на съемках. Фото: Предоставлено студией «РОК»

— Мы с вами разговаривали больше года назад о том, что жизнь скоро наладится и вы сможете провести юбилейный фестиваль документального и короткометражного кино «Послание к Человеку» широко, с приглашением международных гостей. Но ничего не изменилось. Опять фестиваль пройдет без зарубежных кинематографистов?

— Думаю, что и в этом году иностранцев, даже тех, которые хотят приехать, будет немного из-за ковидных ограничений. Но в конце октября фестиваль откроется. Уже давно ведется работа. Если все сложится, то в день его открытия состоится показ фильма, который будет связан с приездом иностранного режиссера, и это будет интересное событие. Пока его имя называть не буду. Проблемы, как ни странно, в одном — в визе. С этим беда. Сейчас непростое время.

— Вы тяжело перенесли ковид. Поделитесь своим опытом. Привела ли страшная болезнь к перевороту сознания?

— Переворота нет, но удивительно то, что я интенсивно жил, соблюдая все необходимые предохранительные меры, и не заболевал. Я сталкивался с людьми, которые болели. Мои близкие тоже болели, но со мной ничего не происходило. Я сделал первую прививку и заболел. То, что я наблюдал в больнице и во время реабилитации, — это, конечно, очень интересный опыт. Но это отдельная тема, и к чему она приведет, я еще не знаю.

— Вы попали в «красную зону»?

— Я там провел три недели. На ИВЛ не был, но если бы не было кислорода, то не знаю, что бы со мной было. Мне казалось, что первая прививка — уже защита. А как выясняется, наоборот, после нее резко ослабевает иммунитет. Надо было сидеть на месте, переждать, а я активно действовал. Плюс появился новый индийский штамм. Он страшный. Всех предупреждаю, что надо опасаться. Наша художница, имея огромное количество антител, заболела во второй раз. Я лежал в больнице в Сестрорецке под Петербургом, и она туда попала. По счастью, не то что легко, но быстро выпуталась из этой ситуации, скорее всего, за счет антител. Но пару дней в реанимации провела. Все очень серьезно. Печальных исходов много, и я сам их наблюдал.

— Как вы себя чувствуете?

— Я уже в полной форме, гоняю то в Москву, то в Питер.

— Чего бы вам хотелось глобально?

— Вы правильно спросили, как мои мозги поменялись после ковида. Я хочу, чтобы все мои близкие были здоровы. Это главное. Я так устроен, что кино и личное — у меня на одних весах. Все мои дети занялись кино. Илья Учитель — режиссер. Аня, старшая дочка, снялась в кино. Младшая Маша уже в своем юном возрасте хочет снимать кино. Дай бог, чтобы все у них сложилось. А что касается меня, то я боюсь двух вещей, чтобы вдруг не увидел на экране, что повторяю самого себя, и чтобы, не дай бог, вручили бы мне приз за заслуги в кинематографе. Пока еще я хочу много чего сделать. Недавно мне преподнесли подарок. В рейтинг лучших молодых режиссеров России «Бюллетеня кинопрокатчика» попали два моих ученика Иван Твердовский и Филипп Юрьев, а также мой сын Илья Учитель.

— Иван и Филипп попали еще и в лонг-лист Европейской киноакадемии с картинами «Конференция» и «Китобой». Здорово, что вы их опекаете.

— Филипп только сделал первую картину, хотя они вместе с Ваней из моего первого набора. Иван Твердовский уже много картин снял. Он уже самостоятельный, сам по себе. Юра Быков свои первые три картины делал у нас на студии, хотя он и не мой ученик. Интересно разгадать в людях, которые еще ничего не сделали, то, что потом в них произрастет и выльется во что-то очень интересное.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28613 от 31 августа 2021

Заголовок в газете: Беспокойный юбилей режиссера Учителя

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру