Сбор труппы как таковой отменен, но… состоялся. Как выясняется, у каждого теперь в Ермоловском он свой. У Олега Меньшикова — богатый, в пятизвездочном отеле «Ритц-Карлтон», у его артистов — победнее, в кафе, расположенном в полуподвальном помещении, в глухом закутке улицы Моховой. Ну, тут есть о чем подумать и задуматься.
Такая демонстрация состоятельности и бедности — инициатива Меньшикова, не уверены, что сознательная. Скорее всего, инерционная — как живешь, как жуешь, так и думаешь. Вот и подумал Олег Евгеньевич, что после разразившегося скандала с уволенными артистами, которые отказались смиренно молчать, не надо садиться с ними в одну лодку. То есть собирать всю труппу в одном месте, рассказывать про планы на сезон, живописуя светлое будущее, — как-то не комильфо.
И вместо того чтобы попытаться погасить внутренний конфликт, встретиться с артистами (а их ни много ни мало — было 21, стало 18 человек), Олег Евгеньевич делает ход конем и собирает пока еще не уволенных и преданных ему, в основном молодых артистов, в ресторации. Причем нам доподлинно известно, что изначально эти счастливые избранники приглашались туда именно на сбор труппы, но потом, очевидно, кто-то сообразил, что ситуация выглядит как-то не очень. И быстро повестку дня переформатировали. Теперь она звучит уморительно: «Партнерское мероприятие с гастрономическим ателье «Сартория Ламберти»: презентация специальных сетов, которые зрители, идущие после работы в театр, смогут быстро получить и поужинать, не опоздав на спектакль». В общем, как ни крути, Меньшиков-кормилец решил прикормить артистов.
Как такое могло прийти в голову руководителю — диву даешься. Если посмотреть на все это со стороны (да и изнутри) — просто сцена из какой-нибудь комедии Александра Островского с купеческим размахом. Ну, а если серьезно — безвкусно и пошло. Пошло руководителю театра, известному и очень талантливому артисту устраивать дегустацию изысканной гастрономии в ресторане дорогого отеля на фоне низких, можно сказать, ничтожных зарплат своих же артистов (у некоторых она чуть больше двадцатки) и нерешенных проблем.
Что случилось с Олегом Меньшиковым, спрашивают все, кто знал его на протяжении многих лет. Говорят: «Сейчас как будто это другой человек. Мы знали его добрым, хотя и сложносочиненным талантливым человеком, но точно не таким».
А тем временем «опальным» артистам было не до дегустаций. Они пригласили на встречу с собой чуть ли не всю столичную прессу, чтобы рассказать о вопиющей несправедливости.
Актриса Василиса Пьявко подняла вопрос, ни много ни мало, как о соответствии Меньшикова занимаемой им должности, сделав, конечно, вежливые оговорки о признании его таланта.
«Оппозиция» Ермоловского недовольна многими вещами. И уничтожением репертуара, тем, что, как они говорят, спектакли специально снимали с показа, чтобы оставить неугодных участников «старой» труппы не у дел. Возмущены давлением на коллег, тотальной зачисткой коллектива, начавшейся после смерти Владимира Андреева. Увольнялись даже кассиры, а вот теперь, под предлогом экономических трудностей, — сразу два десятка сотрудников театра, проверенных временем и сценой.
И на этом фоне, во время буйства пандемии, заключались многомиллионные контракты с приглашенными деятелями искусств. И самому Олегу Меньшикову по распоряжению его зама начислили сверх зарплаты 24 млн рублей гонораров (что якобы подтверждают данные с сайта Госзакупок).
— Нам сложно бороться с Меньшиковым, он же положительный герой: Костик из «Покровских ворот» или спаситель Земли от инопланетян в «Притяжении». Но часто роли не совпадают с тем, что человек делает по жизни, — уверяют «оппозиционеры».
От вышестоящих инстанций они требуют проверок, подчеркивая, что им обязаны предоставить работу в театре. Некоторые заявления звучат крайне эмоционально:
«Что ты пришел нас убивать, что ты пришел к нам с ножом. Я выступаю за то, чтобы он ушел» — говорит заслуженная артистка РФ, председатель профкома театра Наталья Потапова.
И тут лишенных средств к существованию людей можно понять. Правда, трудно назвать удачным ходом идею попросить вмешаться в театральные «разборки» Александра Швейделя, заместителя председателя Общественного совета при Минкульте. Слишком уж рьяно шеф Александра Григорьевича — г-н Лермонтов — рвется проверять репертуар российских театров на предмет соответствия целям государственной политики.
Впрочем, в задачи журналистики и не входит разбираться, кто «хорошие» парни, а кто «плохие». Мы же не Госдеп. Наше дело — освещать события, а они как раз вызывают по меньшей мере тревогу. То один, то другой театр Москвы по разным причинам периодически начинает «закипать». Что вредит культуре в целом. Неважно, через чей отсек в корабль поступает вода, — если он утонет, ко дну пойдут все.
И кроме банальностей в духе «ребята, давайте жить дружно» на ум ничего конструктивного не приходит. Быть может, если бы «волки» довольствовались меньшим, то и «овцам» было бы чуть полегче. Но вместо диалога руководство Театра Ермоловой хочет подавать иски о защите чести, достоинства и деловой репутации против тех, кто попал в списки на увольнение и поднял «бучу».
Интересно, что бы сказала, увидев все происходящее, Мария Николаевна Ермолова, чье изображение в полный рост проецируется на бархатном занавесе сцены, пока он не открылся.