От Врубеля до Дюрера: перечислены главные выставки осени

Апокалипсис, демоны и «Новая Москва»

 Пандемия заставила музеи подкорректировать свои планы и перенести многие проекты на потом. И тем не менее осень обещает быть жаркой, по крайне мере, в художественной среде. Выставки, которые готовят крупнейшие музеи, будут обсуждать с пеной у рта. Помимо нетленной классики, как Альбрехт Дюрер и Михаил Врубель, публике предъявят современные выставки, которые наверняка вызовут резонанс.

Апокалипсис, демоны и «Новая Москва»

   Третьяковская галерея: неизвестный Пименов и демонический Врубель

Третьяковка, как никогда, на высоте. Несмотря на все сложности, в прошлом сезоне чуть ли не каждая выставка на твердую пятерку. Так, судя по всему, будет и в этом. Музей готовит много проектов, но, пожалуй, ключевых два. Это большая выставка Юрия Пименова, которая откроет арт-сезон в сентябре. Будет представлено более 170 произведений: картины, графика, афиши и мультимедийная инсталляция с изображением гигантского панно, которое некогда произвело фурор в Нью-Йорке, конечно же, его самая известная работа – «Новая Москва».

Настоящим открытием проекта станут работы, уничтоженные автором. В 1931-м художник кризис и решил уйти от авангардного стиля, вернуться более академической живописи с нотками импрессионизма. Теперь уничтоженные произведения воспроизведут на металле по фотографиям 1920-х годов.

  Другой важный проект ГТГ откроется 2 ноября – ретроспектива самого демонического художника начала ХХ века Михаила Врубеля, приуроченная к его 165-летию. Последний раз подобная большая выставка мастера была в 1956 году. Теперь Третьяковка соберет более 300 работ из 14 российских и иностранных музеев. Причем более ста приедут из Русского музея, где хранится большое собрание работ автора. Помимо картин, в залах разместятся театральные костюмы и декорации по эскизам Врубеля, его скульптуры, декоративные панно и керамика. 

Судьба художника, который в итоге ослеп и сошел с ума, овеяна мифами и легендами, как и его произведения. И первая в современной истории выставка большого мастера раскроет разные грани его жизни и творчества.

Пушкинский музей: правдивая ложь

ГМИИ с головой погружен в текущую реконструкцию, к тому же этому музею, как и многим другим, пришлось перенести некоторые проекты из-за пандемии. На 2022 двинулась знаковая выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», в экспозиции которой шедевры Эрмитажа и ГМИИ – Ренуар, Пикассо, Гоген, Моне и др. Однако Пушкинскому будет, чем порадовать зрителя.

  27 сентября здесь откроется ретроспектива известной австрийской художницы Ксении Хауснер (р. 1951) под названием «Правдивая ложь». Направление, в котором работает живописец, можно условно назвать «сценографическим реализмом». Ее живопись запечатлевает не конкретных людей, а универсальные человеческие типы. Создаваемые художницей образы по-своему достоверны и искренни, при этом не исключает театральности сюжета. В этом противоречии и заключения авторская философия «правдивой лжи».

Мультимедиа Арт Музей: посвящение Олегу Целкову

 Программа Мультимедиа Арт Музея, как всегда, будет богата премьерами: директор арт-пространства Ольга Свиблова любит часто менять выставки, чтобы зритель не заскучал. 14 сентября в МАММ полностью обновится экспозиция на всех этажах, среди новых проектов стоит остановиться на одном  – особенном. Он посвящен памяти Олега Целкова – классика российского и мирового современного искусства, одного из лидеров нонконформизма, без которого немыслима история этого художественного явления. «Целков – самый выдающийся русский художник всего послевоенного периода», – сказал поэт Иосиф Бродский. Этим летом художник скончался в Париже после того, как потерял зрение и не мог больше писать. Лишившись возможности творить, он скоро угас…

Олег Целков. Пять лиц, 1980. Предоставлено МАММ.

  Дань памяти  мастеру отдаст не только Мультимедиа Арт Музей. Другая, намного более масштабная выставка художника откроется в Музее современного искусства в марте. Этот проект Целков задумал несколько лет назад, но из-за пандемии его дважды переносили. Теперь же выставка станет посмертной.

Еврейский музей и центр толерантности: «закулисье» вселенной Норштейна

 На эту осень (а именно – 20 октября) музей готовил большую премьеру выставки «Воображариум Иосифа Бродского», которая анализирует его поэзию через мировое искусство, а он часто использовал образы с картин любимых художников в своем творчестве. Однако проект пришлось перенести на потом. Вместо Бродского в главной роли – юбиляр, режиссер-аниматор Юрий Норштейн. К его 80-летию в музее откроется совместный проект с художником Франческой Ярбусовой.  

Выставка станет одновременно проводником и лабиринтом по биографии и творчеству двух авторов. Основными экспонатами выставки выступят материалы студии Норштейна и масштабные мизансцены-инсталляции, созданные специально для этого проекта. Другая часть выставка погрузит зрителя в рабочий процесс художника-аниматора. В таинственном закулисье посетители смогут исследовать материалы к главным фильмам художников – от эскизов и раскадровок до фаз персонажа. А еще увидят, как идет многолетняя работа над фильмом «Шинель».

Эрмитаж: Альбрехт Дюрер и его «Апокалипсис»

 Мы уже видели Дюрера в Историческом музее, а теперь есть хороший шанс сравнить взгляд Эрмитажа на ту же легендарную фигуру. Выставка одного из крупнейших мастеров эпохи Возрождения приурочена к его 550-летию и откроется 8 декабря. В экспозицию войдет 285 экспонатов, среди которых все значительные гравюры Альбрехта Дюрера – серии «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Марии». К тому же на выставке представят памятники монументальной гравюры, выполненные для императора Максимилиана, – «Триумфальная Арка» и «Триумфальное шествие», а еще эскизы церковных витражей и к живописному алтарю, наброски и портреты.  Помимо авторских работ, Эрмитаж покажет заимствования, переосмысления, копии и даже подделки Дюрера, которые создавались в течение многих веков. И этот аспект немаловажен, ведь именно этот мастер впервые поднял вопрос авторского права и добился судебного разбирательства.

ГЭС-2: куча искусства, березки и позолоченный ствол

Одно из самых ожидаемых событий осени — открытие нового музея современного искусства «ГЭС-2», который расположится в здании бывшей электростанции, построенной в 1907 году на Болотной набережной (объект уже сдан в эксплуатацию после реконструкции). Инсталляция «Большая глина №4» Урса Фишера, установленная напротив фасада, уже вызвала бурную дискуссию. Мнения москвичей и экспертов разделились: одни видят в скульптуре образ «Мыслителя» Родена, другие, простите, кучу дерьма. Но серая абстракция из металла на сером фоне набережной и музея смотрится и правда не очень.

Помимо скандальной инсталляции на крыше «ГЭС-2» появилась березовая роща, через которую по тропинке можно будет попасть на смотровую площадку, расположенную параллельно Патриаршему мосту. И это не просто декоративное решение, а работа итальянского архитектора Ренцо Пьяно, автора Центра Помпиду в Париже. Еще одна большая инсталляция появилась на набережной в четверг. «Пространство света» (2008 года) итальянского художника Джузеппе Пеноне представляет собой разделенный на восемь частей полый ствол дерева, снаружи покрытый отпечатками рук художника, а внутри позолотой. Работа анализирует пересечение и взаимодействие двух миров — людей и растений. Посмотрим, как понравится москвичам эта работа, может, тоже вызовет интересные ассоциации? 

Территория музея будет открыта в сентябре, тогда же стартует публичная программа на улице. Премьера выставок внутри музея намечена на октябрь, но подробности пока держат в секрете. 

LONA-K: «Я все еще жив» Юрия Альберта и Виктора Скерсиса

Знаменитые концептуалисты давно живут за пределами России: Альберт в Германии, а Скерсис в Америке. Однако именно они сыграли важную роль в истории искусства на излете советской эпохи. Но и сегодня признанные классики продолжают творить, и их искусство связано с русской почвой. В экспозицию проекта войдет более 30 новых произведений, созданных специально для выставки.

В проекте Юрия Альберта «Я все еще жив» зритель увидит своеобразный календарь художника из 12 зеркал (по числу месяцев), на которых остались запотевшие следы дыхания художника: «по одному на каждый день календаря, как будто кто-то проверял — жив ли еще автор, дышит ли?» Он ставит перед зрителем вопрос: является ли произведение искусства автономным объектом, зашифрованным сообщением или это лишь продукт жизнедеятельности автора? Виктор Скерсис представит два проекта: «Не верь глазам своим!» и «Узоры», где главное — «игра очевидного и подразумеваемого». Открытие намечено на 7 сентября.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28607 от 23 августа 2021

Заголовок в газете: Апокалипсис, демоны и березки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру