В новый сезон любимый москвичами оперный театр вступает с новым лозунгом: «Геликон любит, Геликон обнимает, Геликон ждет». Чтобы быть ближе к зрителю, первыми событиями нового сезона станут спектакли в формате open-air, которые пройдут в рамках подмосковного фестиваля «Русская опера у стен монастыря»: «Геликон» представит оперу «Евгений Онегин» Чайковского в Серпухове, Дмитрове и Сергиевом Посаде. Но главная премьера ожидается в октябре.
— Время, в которое мы живем, диктует свои законы, — рассказывает Дмитрий Бертман. — Раньше мы делали дальнее планирование, знали, что будем делать через год-два. Сейчас пытаемся все планировать и корректировать очень коротко. Мы же не знаем, как будет развиваться ситуация с коронавирусом. Первым спектаклем будет опера известного израильского композитора Гиля Шохата «Альфа & Омега». Ее будут петь на иврите с русскими субтитрами. Опера о том, как человек может превратить мир из райского места, где разворачиваются события, в ад. Опера, написанная много лет назад известным композитором и потрясающим пианистом Гилем Шохатом, ставилась в Израиле, Германии, Японии. В России премьера состоится в первый раз. Это библейская история, психологическая, философская, которую важно вспомнить в ситуации сегодняшнего дня и задуматься.
— Делаете ставку на классику?
— Без классики не обойдется — будет «Аида» Верди. Это второе обращение театра к этой опере: мы ее ставили лет 20 назад в старом театре еще до реконструкции. Спектакль продержался много сезонов, ездил за рубеж, потом сняли, когда переехали в отреставрированное здание. Сейчас это будет совсем другая постановка, которая останется шлягером, обожаемым зрителями и певцами. А в малом зале будем играть оперетту Жака Оффенбаха «Остров Тюлипатан». И сделаем «Богему» Пуччини...
— Вышел документальный фильм «Дмитрий Бертман. Сотворение мира».
— Это фильм Сергея Майорова о театре, который в укороченном варианте уже прошел по телеку, а вот в рамках «Ночь кино», 28 августа, состоится премьера полной версии. Вообще, эта киноистория началась несколько лет назад: группа Сергея Майорова путешествовала с театром, была на гастролях, чтобы лучше передать дух «Геликона», рассказать, как он работает, любит, дружит.
— А как коронавирус повлиял на жизнь театра, что поменялось в его стратегии?
— Коронавирус заставил радикально поменять планы. Мы поставили «Каменного гостя» без хора, на сцене было всего несколько человек. Было тяжело экономически: сначала вообще не играли, потом на 25% публики, потом на 50%. Для музыкального театра это очень серьезное испытание, ведь по составу мы как три труппы драматического. А у нас оркестр, хор, костюмеры, гримеры — целая армия, нужно сохранить ее и накормить, воодушевить в сложный момент. Спасибо, помогал город, давал нам субсидии, иначе не знаю, как бы справились. В театре был развернут один из первых пунктов вакцинации, благодаря этому у нас были заболевания не в такой степени, в какой могли бы быть, если бы люди не привились. Много сделали онлайн: ежедневно наш ютуб-канал транслировал современные постановки и архивные записи, специальные проекты, когда наши артисты делали кулинарные и игровые мастер-классы. Тут главная задача — не потерять связь со зрителем. В этом сезоне все зависит от того, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация.
— Возможны ли гастроли в такой ситуации?
— Несмотря на закрытие мира, мы планируем гастроли. Говорить, как они пройдут, пока не можем, но наши зарубежные партнеры готовы проекты делать. «Иоланта» Чайковского в постановке Сергея Новикова будет в Королевской опере в Стокгольме, но здесь даже не гастроли — театр берет постановку в репертуар. Это большое событие, потому что Королевская опера — один из важнейших театров мира. Также у нас большой контракт с театром Петруцелли в Италии, где мы будем делать оперу «Золотой петушок».