В тот год он был на «Кинотавре» в Сочи, после чего отдыхал там в санатории «Актер», где скоропостижно скончался от сердечного приступа накануне своего 65-летия. Спустя два года на «Кинотавре» учредили премию «За лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева».
У Микаэла Леоновича огромная фильмография: «Человек идет за солнцем», «До свидания, мальчики» и «Любить» Михаила Калика, «Мой младший брат» Александра Зархи, «Король-олень» Павла Арсенова, «Золотая речка» и «Пропавшая экспедиция» Вениамина Дормана, «Русский регтайм» Сергея Урсуляка, но вспоминают прежде всего «Иронию судьбы» Эльдара Рязанова и «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой.
Накануне юбилея композитора в Российском национальном музее музыки собрались музыковеды, критики, поклонники Таривердиева. Они обсудили XII Международный конкурс органистов, носящий его имя, послушали его сочинения в исполнении пианиста Алексея Гориболя, певиц Натальи Петрожицкой и Венеры Гимадиевой. Тогда же открылась фотовыставка работ Таривердиева, сделанных в 1970-е годы в разных точках мира. Среди них — автопортрет композитора. «Без фотоаппарата он никуда не ездил, — рассказала нам его вдова Вера Таривердиева. — На всех документах, включая паспорт, — только автопортреты. Фотографией он увлекся в начальных классах, дома сам проявлял и печатал».
На улице Усиевича, 9, где Микаэл Таривердиев жил, со временем откроется музей. Он станет филиалом Российского национального музея музыки. Вера Таривердиева уже передала туда на хранение раритеты мужа, ноты, написанные его рукой. Директор музея Михаил Брызгалов, будучи истинным хранителем, надел белоснежные перчатки и открыл белую бумажную папку эскизом «Мне нравится» на стихи Цветаевой, который в окончательном варианте прозвучал в картине Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Таривердиев записывал ноты простым карандашом.
Мы поговорили с Верой Таривердиевой о том, что связано у Микаэла Леоновича с этим фильмом.
— Не было ли у Микаэла Таривердиева раздражения по поводу того, что вспоминают все время «Иронию судьбы»?
— Раздражение было, и связано оно с тем, что только и вспоминают «Иронию судьбы», «Семнадцать мгновений весны». Работы в кино заслонили его вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты, инструментальные концерты.
— Но именно кино принесло ему колоссальную популярность.
— У популярности есть свои оборотные стороны. Девушки дежурили под дверью. Жить не давали. Был и такой случай. Микаэл Леонович приехал на заправку, вышел из машины, а какой-то человек начал показывать на него пальцем и кричать: «Смотрите, смотрите, это Таривердиев!» На что получил ответ: «Сам ты Таривердиев».
— Как встретились Рязанов и Таривердиев? Что определило их совместную работу?
— Случайность. Ирония судьбы. Микаэл Леонович был в Пицунде. Редкий случай, когда он находился не в Сухуми, своем любимом городе. В Доме творчества кинематографистов в Пицунде в то время находился и Эльдар Александрович. Они общались. Микаэл Леонович пытался даже поставить его на лыжи. Однажды он проходил мимо столовой и увидел, что на крыльце сидит Рязанов, как всегда, окруженный людьми, и рассказывает им о фильме, который собирается снимать, и что он будет про иронию судьбы. Эльдар Александрович стал напевать «На Тихорецкую состав отправится», сказав, что эта песня войдет в его картину. «Жалко только, что песня народная», — добавил он. На что Микаэл Леонович заметил: «Элик, как же народная, если она моя?» Потом Эльдар Александрович прислал ему сценарий, где уже кое-что было прописано в стихах. Рязанов считал, что один человек не напишет восемь шлягеров, что нужно привлекать к работе четырех композиторов. А Микаэл Леонович за один день написал шесть песен, которые вошли в цикл из шести песен на стихи современных поэтов: «Мне нравится», «Со мною вот что происходит» и так далее.
— Директор Русского национального музея музыки показал нам ноты, написанные Микаэлом Таривердиевым на стихи Цветаевой «Мне нравится». Опять «Ирония судьбы»? Почему вы передали музею именно эту рукопись?
— Я передала много чего. Просто Михаил Брызгалов захватил именно «Мне нравится» и показал вам.