Для Натальи Кудряшовой это вторая картина после «Пионеров-героев». В 2018 году на 75-м Венецианском кинофестивале Наташа получила приз за лучшую женскую роль в конкурсе «Горизонты» за фильм «Человек, который удивил всех», где в дуэте с Евгением Цыгановым они сыграли деревенскую пару. Наташа училась в Нижегородском театральном училище, потом в лаборатории Анатолия Васильева, стала актрисой его «Школы драматического искусства». В кино дебютировала в «Одной войне» Веры Глаголевой. В 2012-м окончила Высшие режиссерские курсы, где ее мастером был Владимир Хотиненко. В 2015 году ее полнометражный режиссерский дебют «Пионеры-герои» участвовал в 65-м Берлинском кинофестивале.
Накануне премьеры в Локарно мы поговорили с Натальей Кудряшовой о том, как создавалась «Герда», и получилось это не сразу, поскольку у нее маленький ребенок. Ему один год и семь месяцев, и мамины интервью в его планы не входят.
— Беременность приносит вам счастье. В «Человеке, который удивил всех» ваша героиня ждет ребенка. Теперь вы снимали кино, ожидая рождения сына… Как вы, вообще, работали?
— Снимала беременной, потом монтировала. У меня не было декрета. Совсем не отдохнула. Я снимала на седьмом-девятом месяце. У нас было около тридцати съемочных дней, а в общей сложности съемочный период длился месяца два. Плюс подготовка. Нам удалось поехать в две большие экспедиции: в Ярославль и Тулу, где мы нашли клуб. Пару дней снимали в Тверской области. Мы понимали, что год будем искать финансирование. Еще год ушел на производство: съемки, постпродакшен, который занял огромное количество времени, поскольку началась пандемия. Сложности были с монтажом, QR-кодами. Мы как раз попали в самое жесткое время, но хотя бы успели до этого закончить съемки.
— Три года назад вы рассказывали, что невозможно реализовать ваши замыслы, снять «Герду» и «Ксению Петербургскую». В итоге все сложилось?
— Я показывала сценарий «Герды» продюсерам, познакомилась с Дмитрием Давиденко. Это его продюсерский дебют. У нас было мало денег, их нужно было искать. Все договоренности, которые у нас с Димой были, он выполнил. И «Ксения Петербургская», конечно, тяжело дается, но какое-то движение есть. Авторское кино у нас появляется вопреки всему, а не благодаря, но все равно появляется.
— Сама история целиком придумана?
— Во многом это и мой опыт, и опыт людей, которых я знаю, мысли о жизни в провинции, наблюдения за тем, что там ничего не изменилось. Мы были два месяца в Ярославле. Такое ощущение, что там замерло время. Ничто не говорит о том, что идет 2021 год, а не 2000-й или 2010-й. Может быть, магазины изменились, какие-то строения, но люди по-прежнему плохо и бедно живут. Провинция так и осталась провинцией. Она отравляет кровь. Фильм получился многослойный. В нем много реального, хотя кино, слава богу, не получилось социальным. Я этот жанр называю материалистической сказкой. Надеюсь, что у нас получился выход за пределы нарратива.
— Посмотрела фотографии вашей героини и подумала, как точно вы выхватили типаж. Раньше таких девочек не было, а теперь немало.
— А мне кажется, что таких девчонок нет. Когда мы разговаривали с Володей Головым, кастинг-директором всея Руси, отвечающим за все новые лица в авторском кино, и он расспрашивал, какая героиня мне нужна, я привела такие референсы: Жюльет Бинош, Анастасия Кински, Лив Тайлер, Татьяна Друбич. Мы говорили о том, что на постсоветском и российском пространстве такого типа женственности, хрупкости и сексуальности нет. Хотя в Европе ускользающие, нежные, «полуребяческие» девушки есть. Настю я очень долго искала, фактически отчаялась. Она появилась в последний момент, после того, как я устроила флешмоб в Инстаграме. Очень благодарна всем, кто перепостил мое обращение: Кристине Асмус, Максиму Виторгану, Равшане Курковой, у которых миллионы подписчиков. Объявление о том, что я ищу актрису, активно ходило в Инстаграме, и нам на почту пришло больше десяти тысяч писем. Увидела я фотографию Насти и сразу поняла: она! Потом, конечно, были сложные пробы. Как взять девочку, у которой вообще нет никакого актерского опыта, и все начать с нуля. А она в каждом кадре присутствует. Настя из Минска. Ей тогда было, наверное, 19 лет. Она модель и много времени проводит в Китае. Это был риск. Я работала с детьми, но с непрофессиональными актерами раньше дела не имела.
— Роль художника у вас сыграл Юра Борисов. Теперь он самый востребованный артист. Как случилось, что два фильма с его участием показали в Каннах, а еще два поедут в Венецию? А сейчас — Локарно?
— Это подтверждение того, Юра звезда мирового уровня. Никого не хочу обидеть, но, когда я впервые его увидела, сразу поняла, что это голливудского масштаба актер. У нас таких мало. Он владеет искусством перевоплощения и абсолютно разный в разных ролях. И в «Герде» он совершенно другой. Такой же потрясающий актер Женя Ткачук. Мне кажется, что Юра Борисов никогда не выйдет в тираж, поскольку мы имеем дело с настоящим актерским дарованием. Он и человек потрясающий. Я желаю ему только самого хорошего.
— У вас снималась Юлия Марченко, которая и в молодости была необыкновенно хороша, работала с Някрошюсом, с Фокиным в Александринке, но кино ее словно не замечало. А теперь пришла благодатная пора.
— Я хотела пригласить другую актрису на роль мамы. Выбор был, и я металась. Юля отличается от того образа, который создала в моем фильме. Она фантастическая актриса. То, что мы с ней вместе придумали, теперь вызывает удивление, почему эту актрису до сих пор не знают. Хотя у нее огромный диапазон. С ней очень приятно работать. У меня крутая актерская команда. Я очень всеми довольна, и неактерами тоже. Практически все девчонки в нашем фильме не актрисы, и это классный опыт микса драматических артистов с людьми, для которых все вновь.
— Девочек тоже собирали где только можно?
— Сначала была идея найти профессиональных стриптизерш, поскольку часть фильма посвящена стриптизу и главная героиня работает в ночном клубе. Но профессиональные стриптизерши, как правило, не снимаются. Две девочки раньше занимались этой профессией. Плясали мы, конечно, от главной героини. У нас были ансамблевые пробы.
— Редкая актриса получает награду Венецианского кинофестиваля. За три минувших года она принесла свои плоды? Что изменилось в вашей актерской биографии?
— Как сказал один очень известный сейчас актер, «в племени туземцев золото ничего не значит». Это, конечно, обидное высказывание. Я понимала, что, возможно, не будет никаких изменений в актерской карьере. Крутых предложений не последовало. Не знаю почему. Значит, что что-то не так с киноиндустрией. Но обид и рефлексий по этому поводу нет. Мне есть чем заняться. Если бы я была только актрисой, то это могло стать тяжелым испытанием. Ты приезжаешь с такой наградой, а всем на нее наплевать. Я, например, не знала, что есть актриса Самал Еслямова, получившая каннскую «Пальмовую ветвь» за «Айку» Сергея Дворцевого. Это же как олимпийское «золото». Но мало кто об этом говорит. Я довольна тем, что снимаю кино, пишу. Конечно, я ждала, что меня куда-то позовут. Но, с другой стороны, была занята: 6еременность, «Герда», «Ксения Петербургская».
— Мы с вами встречались перед кастингом. Вы тогда ходили на пробы к Юрию Быкову. Не прошли?
— Юра меня не взял, но я и не расстроилась, потому что возникли вопросы к сценарию. Бывает, идешь на пробу, влюбляешься в материал; а тут этого не произошло. Но как дисциплинированный человек я все-таки пошла. Мне было важно поговорить с Юрой. Бывает, что сценарий — одно, а замысел режиссера — совсем другое.
— Прекрасно, что «Герду» покажут именно в Локарно, где умеют ценить авторское высказывание.
— Перед отъездом я стала читать про этот фестиваль. У меня есть любимейший и совершенно забытый у нас фильм «В огне брода нет» Глеба Панфилова. Его редко показывают. Я преподаю в Московской школе нового кино и говорю студентам: «Вы не видели этот фильм? Это же шедевр мирового кинематографа!». Когда я узнала, что картина получила в 1969 году в Локарно «Золотого леопарда», то подумала о том, какое счастье оказаться там и прикоснуться к великому. Конечно, я была бы рада побывать со своим фильмом в Каннах и Венеции, но Локарно не менее крутой фестиваль. Это действительно территория настоящего авторского кино.