Нидерландский фотограф Эрвин Олаф предугадал тотальное одиночество человека

Герои скандального мастера заговорили со зрителем

Одиночество, потерянность, разобщенность, неравенство, стремление казаться, а не быть — эти темы, особенно актуальные в пандемическое время, в центре внимания известного нидерландского фотографа Эрвина Олафа, чья выставка проходит в Мультимедиа Арт Музее в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021». Герои скандального мастера не просто печально смотрят на нас со снимков — они двигаются и разговаривают со зрителем.

Герои скандального мастера заговорили со зрителем

Богатые и успешные тоже плачут — об этом Олаф не раз напоминал своим творчеством. Самой известной его серией стала «Королевская кровь», вызвавшая нешуточный скандал 20 лет назад. Он «нарисовал» фотопортреты погибших насильственной смертью представителей королевских фамилий: начиная от жены Нерона Поппеи и русской императрицы Александры Федоровны до принцессы Дианы. Изображением леди Ди возмутилась общественность: на ее руке размещен окровавленный логотип той самой машины, на которой она погибла, скрываясь от папарацци. В новых сериях голландца нет крови, но есть глянцевая отрешенность и тотальное одиночество, ставшее стилем фотографа.

Перед нами люди, живущие в разных концах света: в Палм-Спрингс, крупнейшем городе округа Риверсайд штата Калифорния, который в 1960-х годах стал популярным местом проживания и курортом для высших слоев общества, а теперь потихоньку теряет блеск, и важнейшем промышленном центре Китая — Шанхае. Все люди разные — разного телосложения и цвета кожи, но красивые. Благодаря стилю обработки фото люди и фон доведены до идеальности, свойственной модному глянцу.

Вот, например, серия фото у бассейна. Перед нами спортсмен в идеальной форме, на следующем портрете девушки отдыхают у воды. Вроде бы все хорошо в них и вокруг, вот она — американская мечта, однако эти люди словно не здесь. Они как будто провалились в пустоту. Между людьми, которые находятся рядом, но на расстоянии двух метров, огромная пропасть, такая же дистанция существует между мечтой и реальностью в истории Олафа. Приглядевшись, обнаруживаешь увядающий блеск мастерски отретушированных пейзажей и интерьеров. 

Шанхайская серия отличается от американской большей холодностью, быть может, потому, что автор использовал во время съемок фильтр зеленоватого оттенка, отчего освещение напоминает неоновые огни большого города. Здесь чувство отрешенности сильней. Перед нами фото молодой семьи: отец, мать и сын рядом, но все смотрят в разные стороны. В этой семье нет семейственности, каждый из них одинок по-своему. А вот сцена из богатого дома: слева мы видим почти голого пожилого мужчину в кресле, а справа, напротив него, молодую девушку в зеленом платье. В ее глазах безучастное смирение с тем, что ей, похоже, сейчас предстоит... На следующем кадре уже нет богатых убранств, на фото мальчик на фоне развалин и бедных домов. Кажется, он решил сбежать, но на секунду остановился, поставил маленький старый чемодан на землю и печально задумался о своем будущем или прошлом…

Залы с такими похожими, но в то же время разными людьми, провалившимися в тотальное одиночество, разделяет коридор. Здесь портреты оживают. Только что девушка стояла как статуя, и вдруг медленно поднимает на тебя взгляд и говорит: «Поговори со мной», «Прикоснись ко мне» или «Научи меня». Они взывают к соучастию и взаимодействию, но потом снова замирают, уходят в себя.

Интересно, что проект создан за несколько лет до пандемии (2017–2018 годы), но именно сейчас зазвучал особенно остро. Дистанция, о которой говорит Олаф, стала видимой и необходимой. Пандемия одновременно разделила людей и сплотила в дни самоизоляции. И все же это самый серьезный опыт дистанцирования и разобщения в современной истории и, очевидно, имеет свои социальные и психологические последствия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру