В середине 1960-х режиссер Сергей Бондарчук сумел обеспечить для съемок массовых батальных сцен в «Войне и мире» небывалое количество людских и реквизиторских ресурсов. Чтобы с максимальной достоверностью воспроизвести перед объективом кинокамеры эпизоды грандиозного Бородинского сражения была привлечена массовка – около 15 тысяч человек пехоты и почти тысяча всадников. Причем всех нарядили в специально сшитые точные копии мундиров того времени, вооружили макетами пушек, ружей, сабель, пистолетов образца начала 19-го столетия… Вдобавок большая бригада пиротехников подготовила на съемочной площадке (а в качестве натуры для кино-«Бородина» было выбрано поле неподалеку от городка Дорогобуж на Смоленщине) богатейшую палитру взрывов и огненных факелов – якобы от оживленной артиллерийской стрельбы. Для осуществления такой задачи было израсходовано около 20 тонн взрывчатки, тысячи литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, тысячи петард…
Работать статистами - воинами на этой «киношной» войне, были выделены по распоряжению министра обороны несколько подразделений Советской Армии. Служивших там солдат-срочников предварительно очень долго тренировали члены съемочной группы. Чтобы координировать действия отдельных групп участников «Бородинской битвы №2» использовались радиостанции, другие существовавшие тогда армейские средства связи… В справочной информации о создании «Войны и мира» можно найти упоминания о том, что при всей сложности столь грандиозных съемок никто из участников их не пострадал.
Однако теперь, более 55 лет спустя, вдруг выясняется, что пострадавшие все-таки были. По крайней мере один.
Как сообщает сайт «Владимирские ведомости», один из жителей райцентра Муром на Владимирщине подал в городской суд заявление. Пожилой мужчина хочет, чтобы его признали пострадавшим на съемках фильма «Война и мир», куда он был командирован по распоряжению армейского начальства.
Муромчанин объяснил, что в 1965 году он проходил срочную службу в одной из воинских частей, которые как раз и были направлены режиссеру Бондарчуку для участия в массовых батальных сценах его киноэпопеи. Во время съемок кадров битвы в непосредственной близости от этого молодого солдата неожиданно сработал пиротехнический заряд. В результате такой нештатной ситуации юноша получил столь серьезную травму ноги, что после прохождения курса лечения в госпитале медики его комиссовали по состоянию здоровья.
Однако нигде в документах не упоминается, что ранение, повлекшее за собой инвалидность, связано именно со службой в армии, а потому мужчина никак не может добиться получения соответствующего удостоверения «армейского» инвалида. Последней надеждой мужчины в решении такой проблемы стало обращение к служителям закона.
В пресс-службе городского суда Мурома уточнили, что речь в данном случае не идет о попытке взыскать компенсацию ущерба. «Это не иск, это заявление, поэтому ответчика нет. Он хочет установить факт получения травмы именно там – на съемках фильма. Заявление принято к рассмотрению, назначена подготовка к заседанию».
Случаи, когда на съемочных площадках участники массовки и даже исполнители главных ролей случайно получали довольно серьезные травмы, повреждения, не являются чем-то из ряда вон выходящим.
Об одном таком малоизвестном инциденте корреспонденту «МК» рассказал в свое время оператор-постановщик знаменитого сериала «Место встречи изменить нельзя» Леонид Бурлака.
Беда приключилась во время съемок эпизода автомобильной погони – когда МУР-овцы на своем «Фердинанде» преследуют «Студебеккер», на котором удирает бандит Фокс и его подельник. Из-за неожиданного «сюрприза» от кинореквизита пострадал тогда Владимир Высоцкий.
«Помните кадры: Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет по уходящему грузовику с бандитами? – уточнил Леонид Антонович. - С этим моментом вот какой казус вышел. Никто заранее проверить не догадался, а стекло-то в окне автобуса оказалось чуть ли не 5-миллиметровой толщины. Когда начали съемки эпизода, Володя раз по нему ударил, другой - без толку. Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: «Ну всё, …!» Смотрим, у него рука в крови: на пальце очень глубокий порез от осколка. А ведь вечером того дня Высоцкий должен был выступать с очередным концертом, его уже и машина ждала. Но в итоге пришлось выступление отменить: ведь играть на гитаре с такой раной Высоцкий не мог…»
Во время съемок другого культового советского фильма – «Любовь и голуби» - под угрозой оказалось здоровье еще одного известного актера, Александра Михайлова. По задумке режиссера в одном из эпизодов его герой Василий падает в море в одежде – в костюме, при галстуке, а выныривает уже раздетым. Для достижения такого спецэффекта привлекли водолазов. Они должны были за считанные секунды прямо под водой раздеть Михайлова. По рассказам некоторых из присутствовавших тогда на съемке, дайверы так старались успеть, что во время одного из дублей слишком сильно дернули за галстук и едва не задушили актера.
А вот это уже куда более трагично. В Тюменской области на съемках исторического фильма «Тобол» несколько лет назад тяжелое увечье получил участник массовки. Когда перед камерой разыгрывали очередную батальную сцену, один из участников ее вдруг неудачно выхватил саблю из ножен и, взмахнув ею, угодил прямо в лицо находившемуся рядом другому участнику съемок. Сабля была хоть и бутафорская, однако она попала точно в глаз. В результате медикам спасти этот орган зрения не удалось.