В Мультимедиа Арт Музее показали театр зверей от классика Франка Орвата

Прощальное слово из «Бестиария»

   «Однажды я видел мэтра – имя не помню. Знаю его по инстаграмм, подписан на него. Есть такая штука – внутреннее зрение, вот он им обладает, как и этот итальянец…», – шепотом, как странный сон, рассказывает юноша друзьям на выставке классика мировой фотографии Франка Орвата. «Бестиарий» – это последняя глава фоторомана мастера с особенным внутренним зрением, человека, который некогда перевернул профессиональный мир. Осенью прошлого года Франк Орват ушел из жизни в возрасте 92 лет. Выставка в МАММ стала данью уважения музея классику и представила неожиданную для него серию под названием «Бестиарий». 

Прощальное слово из «Бестиария»

   Посвящение классику исполнено в пастельных тонах. На фоне бирюзовых стен вырастает лес бледно-розовых фальш-стен, на каждой из которых – портрет животного. Орангутан, зебра, мандригал, кенгуру, носачи, черные лебеди, фламинго – здесь целое звериное царство. Все стерильное пространство выставочного зала занято фотографиями обитателей дикой природы. Но вот странность – герои словно вклеены в первозданные пейзажи, как их портреты в этот фон. Это бросается с первого взгляда, оттого и вся картинка становится какой-то нереальной. В фото и правда есть обманка – ретушь. Такого эффекта и добивался итальянский фотограф Франк Орват. В предисловии к выставке он не скрывает: он создает сон. «Как и большинство людей, я время от времени вижу одни и те же сны – как хорошие, как и плохие, – пишет он. – Хорошие сны снятся реже, но зато они более оригинальны. В них я встречаю зверей, которые со мной разговаривают, и это приносит мне минуты счастья, ощущения которого еще долго сохранятся после пробуждения».

    Орват создает своей «бестиарий» по средневековым канонам, где животное показывается в аллегорическом смысле. «Бестиарий» Орвата не похож на его известные, канонические работы. Здесь нет модных девушек-волшебниц и черно-белой голливудской романтики. Два года назад в Москве прошла выставка «Дом пятнадцати ключей» здесь же, в Мультимедиа Арт Музее, и это был совсем другой Орват. Того мы знали. Он слыл революционером и бунтарем, он выводил моделей на улицы и превращал в фотодив обычных девушек. Он – вслед за другим мастером Анри Картье-Брессоном – умел поймать «решающий момент» в репортажной съемке. Но на этот раз Орват снимает портрет. Это другой Орват, но снова революционер и бунтарь. Он освобождает животных всей Земли с помощью своего искусства. Помещает их в родной пейзаж. Но каждый герой остается со своим характером. Лица – морды язык сказать не поворачивается – совсем человеческие. Перед нами словно театр с лучшим актерским составом. Это не дежурный лозунг о защите животных: перед нами «обманка», подмена реальности, где сама эстетика (со своей плакатностью и идеальностью) подсказывает нам о подвохе. Итальянский фотограф раскрывает тему со свойственной ему глубиной. 

     «Некоторые мои друзья-фотографы не разделяют этого увлечения. «Компьютерные манипуляции, – говорят они, – это конец достоверности, а значит, и всей фотографии. Возможно …Ретушь и обработка изображения на компьютере позволит мне и подчеркнуть, и скрыть разные элементы действительности», – объясняет автор свой роман с «цифрой». – Представленных в «Бестиарии» без труда можно найти в зоопарках Европы и Америки, но, освобожденные от бетонных клеток, прутьев и людских глаз, они видятся мне именно такими, какими они живут в природе, и, возможно, теми, что приходят ко мне во сне».

  Интересно, что первые цифровые опыты сделаны Орватом в 1990-х годах, а родился он в 1928 году, то есть к началу цифровой эпохи был уже состоявшимся мастером. Представьте его путь – детство в маленьком итальянском городке Аббация, потом изгнание в Швейцарии, после Второй мировой войны Франк учился в миланской академии Ди Брера, работал художественным дизайнером в одном из миланских рекламных агентств. В 50-е годы жил во Франции, затем в Индии и Англии и только в 1956-м окончательно обосновался в Париже. Там он работал репортером легендарного агентства «Магнум» и не на шутку увлекся фэшн-фотографией. Сотрудничал с ведущими модными журналами и к 1960-м стал одним из самых влиятельных и высокооплачиваемых фотографов в области фэшн-фотографии. Он сделал серию портретов звезд – Федрико Феллини, Марчелло Мастроянни, Альберто Моравиа, Аньес Варда. И все это время снимал на «Лейку». Все это задолго до «цифры» и интернета. А после 40 лет в пленочной фотографии – роман с цифровой техникой. И тут решил стать первопроходцем и написать свой фантастический и такой реальный «Бестиарий». Роман-сновидение – одновременно о животных и людях, о реальности и театре, наконец, о свободе. Достойный эпилог для легендарного фотографа. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру