Только теперь выяснилось, что Любовь Аксенова могла бы сыграть Маргариту в экранизации «Мастера и Маргариты», которую должен был осуществить Николай Лебедев, пока не ушел на новый проект. А на роль Ивана Бездомного претендовал ее партнер по «Нюрнбергу» — актер Театра им. Ермоловой Сергей Кемпо.
Николай Лебедев считает, что кино — это энергия, которую приносят его создатели, и в первую очередь актеры. По этому принципу он их и подбирал — как носителей светлой и сильной энергии, способной проникнуть в зрительный зал. В Сергее Кемпо и Любови Аксеновой, сыгравших роли молодых героев, он увидел сходство с их персонажами. В Любе его привлекло сочетание хрупкости и мощного человеческого стержня, пылкости и рассудочности. Ее героиня — обычная девушка, поставленная в необычные жизненные обстоятельства.
«Люба Аксенова — уже опытная актриса, много снималась. Я пытаюсь вывести ее из зоны комфорта, чтобы она открыла в себе что-то новое. В ней есть сила, нежность и упорство, что отвечает стальному, но в то же время хрупкому характеру героини», — сказал «МК» Николай Лебедев после того, как была снята одна из сцен в павильоне «Мосфильма».
Любовь Аксенова окончила ГИТИС, снималась у Михаила Сегала в «Рассказах» и «Глубже!», сыграла Катерину в «Грозе» по Островскому, которую режиссер Григорий Константинопольский перенес в наши дни. Несмотря на молодость, в ее фильмографии уже 55 картин: «Содержанки», «Родина», «Хождение по мукам», «Салют 7», «Обнимая небо», «Гуляй, Вася!», «Мажор». Любовь сыграла главную женскую роль в хите «Майор Гром. Чумной доктор», который попал в топ Netflix. Она на редкость хороша собой и не раз объявлялась разными изданиями не только самой популярной, но даже самой сексуальной актрисой российского кино.
Разговариваем мы с актрисой в перерыве между съемками в гримерной «Мосфильма».
— Ваши коллеги только что рассказали, какая вы профессиональная актриса, как можете помочь партнеру в трудную минуту. Оказывается, достаточно касания, одного слова, и все встает на места.
— Наверное, вам сказал это Сережа Кемпо? Я не думаю, что делаю что-то особенное. Для меня важно чувствовать того, кто рядом со мной в кадре. Существуют разные факторы, тревожащие и отвлекающие нас от работы. Для актера — это обычно что-то личное, принесенное из бытовой жизни. Они мешают работать. Важнее всего — концентрация, нужно находиться «в моменте». Также для меня важно, чтобы тот, кто рядом со мной в кадре, тоже был включен. А что лучше всего возвращает в момент? Физическое действие. Взаимоотношения Волгина, которого играет Сергей Кемпо, и Лены, на мой взгляд, должны быть чистыми и искренними. Поэтому взяться за руки или обняться перед сценой — это лучшие способы вернуться в момент.
Мне интересно работать над этим проектом. Во-первых, потому, что история Лены, персонажа, которого я играю, по-настоящему захватывающая. На ее долю приходятся испытания послевоенного времени. Сейчас я оставлю подробности ее истории в тайне. Пусть героиня пока будет загадкой для зрителя. А второе, что вызывает у меня вдохновение и интерес, — это работа с режиссером картины Николаем Лебедевым. Мы познакомились с ним несколько лет назад на пробах к другому фильму.
— К «Мастеру и Маргарите»?
— Да, и у нас сложились теплые, дружеские отношения. Спустя время меня позвали на пробы «Нюрнберга», но еще не утвердили на роль. На пробах я предложила свое видение персонажа Лены, но тогда оно казалось слишком смелым и не подошло первоначальной концепции. Фильм почти начали снимать, но съемки остановились из-за коронавируса. Время карантина создатели картины провели с пользой. Сценарий еще тщательнее проработан, и от этого фильм усложнился в постановке. Героиня Лена тоже изменилась за время карантина, и мои предложения оказались уместны. Так я оказалась на проекте.
— Не знала, что вы должны были сыграть Маргариту, но по дороге на «Мосфильм» почему-то подумала о том, что вы могли бы ею стать. Переживаете, что такая роль от вас ушла?
— Зачем? Поверьте, лучше идти дальше, и обязательно случится что-то хорошее. Николай Лебедев — очень чуткий и внимательный режиссер. Он понимает все, что я делаю в кадре, даже без слов. Мы будто начинаем общаться на ином языке. Поворот, вздох — он все считывает. Атмосфера на площадке теплая, душевная и в то же время профессиональная.
— Присутствие интернациональной команды сильно структурирует вашу жизнь? Если перерыв на обед назначен на 14 часов, то это закон?
— Подобного масштаба картина впервые в моей практике. Этот фильм — подвиг продюсеров Эльмиры Айнуловой, Марии Журомской, Аркадия Фатеева. Ведь организовать съемки в других странах, привезти иностранных артистов в Россию в столь сложное время, и весь остальной масштаб — это колоссальный труд. Мы снимали в России и Чехии. Очень любопытно было взаимодействовать с иностранными актерами. Например, Йоахим Пауль Ассбёк помогал мне с произношением фраз на немецком языке, а Шарлотта Харвурд и Дэниел Бернс обладают невероятным чувством юмора. Они всегда знают, что сказать, чтобы рассмешить. Многонациональная команда и путешествия во время съемок — не то что побуждают к пунктуальности и тайм-менеджменту. В моей работе эти качества важны всегда.
— Погружаясь в историческую среду, что чувствуете? Это совсем другая жизнь?
— Конечно. Понять, как жили и чувствовали себя люди в других исторических обстоятельствах, непросто. Чтобы прочувствовать это состояние, я специально внедряю в свою жизнь некоторые ограничения. Например, не беру на площадку телефон, чтобы минимизировать соприкосновение с современными технологиями. В кармане ношу только маленький плеер с музыкой, чтобы настраиваться. А чтобы лучше понять состояние Лены, я начала специально ограничивать себя в еде. Это сказывается не только на худобе, но и на моей психике, отражается на внутреннем самочувствии, появляется напряжение. Я верю, что все это помогает добиться достоверности. Сейчас я живу в энергосберегающем режиме. Из-за того, что мало потребляю пищи, стараюсь спать больше, чтобы максимально выкладываться на площадке. Почти ни с кем не общаюсь, стараюсь меньше себя развлекать. Съемки идут уже полгода. Конечно, полностью отказаться от техники сложно. Документальное кино и музыка всегда помогают собраться. Еще я наслаждаюсь декорациями. Они очень позволяют морально встроиться в эпоху, в которой происходит действие фильма.
— Все эти полгода вы больше ни с кем не работали?
— У меня было два с половиной месяца перерыва. В один из них я участвовала в съемках другого проекта. А все остальное время — да, сосредоточилась на «Нюрнберге».
— Говорят, что завтра у вас сложный день? Будет сниматься эротическая сцена?
— Я не считаю съемку откровенных сцен сложной. Меня намного больше беспокоят драматические монологи и то, что происходит между героями. Как будут снимать сцену, я примерно представляю. Николай Лебедев все подробно рассказал. Я доверяю ему и нашему оператору Иреку Хартовичу. А мой партнер Сергей — настоящий профессионал.
— Интересный он актер.
— Уникальный. Это его первая главная роль в большом кино у большого режиссера, и я считаю, что он отлично справляется с такой ответственностью. И человек он хороший, с чувством юмора. Лично мне нравится одно его качество — у Сергея на все есть своя точка зрения, но он не вступает в споры, а с уважением относится к мнению других. Это редкость в наше время. Мне приятно с ним общаться.