По-своему феноменально, что такая «простая зрительская картина» оказалась в каннском конкурсе. Хотя и «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова участвовал в нем в 1983 году. А они чем-то похожи. 41-летний Юхо Куосманен не новичок в Каннах. Он побеждал в конкурсе студенческих работ «Синефондасьон» с короткометражкой, а в 2016 году получил главную награду конкурса «Особый взгляд» за «Самый счастливый день Олли Мяки» о финском боксере, влюбившемся в неподходящий момент накануне ответственного матча.
В основе сценария «Купе №6» — одноименный роман финской писательницы, драматурга и художника Росы Ликсом, написанный в 2011 году и отмеченный главной литературной премией страны «Финляндия». Он основан на воспоминаниях писательницы, которая когда-то училась в Москве и путешествовала по Транссибирской магистрали. Ее героями стали встретившиеся в купе девушка (она так и именуется) и русский мужчина средних лет Вадим Иванов. Издание книги на русском языке сопровождается дополнением в названии «Представления о Советском Союзе» и комментариями о фантастических представлениях автора о Советском Союзе. Но как еще могла иностранка реагировать на то, что у нас увидела в 80-е! В фильме многое радикально переработано. Действие происходит в 90-е. А название отсылает к чеховской «Палате №6». Роса Ликсом и сама родилась на Севере, в Лапландии. А в 2012 году в Санкт-Петербурге, где проходила выставка ее работ, представила также и свою коллекцию советских игрушек.
В создании «Купе №6» помимо Финляндии и России участвовали Эстония и Германия, но съемки проводились только у нас. Русские диалоги, а они в фильме почти все на русском языке за исключением небольшого разговора героини со случайным финским попутчиком, написаны Любовью Мульменко. Юхо Куосманен пригласил на главные роли прекрасную финскую актрису Сейди Хаарла и Юру Борисова, которого присмотрел на фестивале в Карловых Варах в фильме «Бык» Бориса Акопова про лихие 90-е. Юра Борисов представлял в Каннах и другую конкурсную картину «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, где у него совсем другая роль — актера, играющего Деда Мороза, встречающегося с лимитчицей-Снегурочкой на новогодних елках.
Студентка из Финляндии, изучающая археологию, отправляется в путешествие на поезде из Москвы в Мурманск, чтобы увидеть древние петроглифы. В романе поезд следовал через сибирские города в Улан-Батор. Позади, как описано в книге, оставались рубиновые звезды Кремля, «вощеное тело Ленина», «Интурист», впереди — скованная льдом Россия. Мы даже не знаем имени героини. В романе она просто Девушка. А ее попутчик — сварщик Вадим Иванов. «Такого русского мужчину она никогда раньше не встречала». И в фильме девушка как будто не имеет имени. С ней должна была отправиться в путешествие ее возлюбленная Ирина, роль которой сыграла живущая во Франции Динара Друкарова. Но московская подруга в последний момент отказывается от путешествия, так что попутчиком становится бухающий русский парень Леха, работающий на горнообогатительном комбинате, заливающий что-то невнятное про несуществующий бизнес. На его расспросы девушка ответит: «Моего парня зовут Ирина».
Леха курит прямо в купе. Чего бы ему не курить? Раньше и в самолетах дымили. Второй салон был для курящих, дым там стоял коромыслом. Леха никогда и слова «петроглифы» не слышал. Девушка все снимает на камеру: бабушку в платке на заснеженной станции, продающую соленые огурцы, другую бабушку… Купе тоже производит на нее впечатление — одеяло как в тюрьме, стол, заставленный бутылками. Разве не чудо, что поезд всю ночь стоит в Петрозаводске, и надо это время занять, а не тупо лежать на полке. Леха приглашает в путешествие. Кому-то и у нас все это кажется неправдоподобным. Тем, кто не путешествовал с пьяными спутниками, которыми могли оказаться даже кинематографисты. Даже они способны выбегать на перроны, отрывать у прохожих пуговицы, угрожать. Автору этих строк, как и финской студентке, пришлось искать новое пристанище в вагоне. В соседнем купе ехал писатель Валентин Распутин, готовый приютить у себя в трудную минуту, но не хотелось его обременять. Попытки героини найти место в плацкарте окажутся напрасными. Но Леха примирит ее с судьбой, отвезет к бабушке с кошкой и печкой. Не хватает только балалайки для полного комплекта.
Леха периодически куда-то исчезает. Да Юрий Борисов и сам такой. Шесть лет назад мы вместе ездили в киргизский город Ош, где он постоянно взбирался на каждую гору, попадавшуюся на пути, и так же стремительно возвращался. В исчезновении и появлении Лехи есть что-то инфернальное, поднимающее фильм над обыденностью. Он — сама широкая русская душа — готов на невозможное. Во имя чего? Ради любви? Да и была ли она? У каждого будет свой ответ.