— Кирилл Борисович, предмет ваших интересов необычен и опасен. Почему именно яды?
— С ядами оказалась связана вся моя жизнь. Мой товарищ чуть не умер от цикуты, когда мы в детстве играли в казаков-разбойников. Его спасли, к счастью, мама мальчика оказалась медсестрой, сразу просекла что к чему, стала его кормить древесным углем и поила молоком. Это первое. А второе — у меня отец погиб от яда. После его смерти мне позвонил аноним и сказал, что отца отравили. Я не мог в это поверить. С тех пор стал интересоваться этой темой, копать… А потом мой товарищ еще по «Московскому комсомольцу» Юра Щекочихин был отравлен.
Оказалось, что тема актуальна и сейчас, когда в Подмосковье идет борьба с борщевиком. Когда мы видим, что в парках «Кузьминки», «Серебряный Бор» полно цикуты и понимаем, что яды — рядом. В прошлом году я побывал в чайном хозяйстве неподалеку от Сочи. Все хорошо, выходим — а там дети собирают упавшие с дерева маленькие шишечки. Я говорю: «Вы сумасшедшие?! Это же тис, нельзя к нему близко подходить!»
— В фильмах о Гарри Поттере мы видим истошно кричащий корень мандрагоры, и это забавно и любопытно. А между тем вы пишете, что это очень опасное растение...
— Произведение Джоан Роулинг — сказка, в ней много глупостей. О мандрагоре лучше вообще не говорить. Нужно понять простую вещь: следует быть очень и очень бдительными, когда говорим о растениях — даже не очень ядовитых, а о сомнительных. А мандрагора — страшный яд. Проблема в том, что на Западе все эти псевдосказочники упоминают вещи, которые могут быть детьми применены в жизни. Мандрагора у нас не растет, но, учитывая, как меняется климат, может произойти что угодно.
— Жюль Верн в «Таинственном острове» специально описал процесс изготовления взрывчатки так, чтобы по его рецептам было невозможно сделать бомбу. А вы свою книгу «обезвредили»?
— Я сознательно избежал всего, что касается изготовления ядов. Это никакая не инструкция, а занимательное чтение, сделанное вразнобой, без строгой хронологии, и помогающее лучше понять прошлое нашей великой страны. Существуют версии, что и Иван Грозный, и Петр Великий, и Александр III были отравлены. Человечество тратило такие огромные усилия на изготовление всевозможной гадости вместо того, чтобы улучшать жизнь...
— Власти часто запрещают те или иные растения, штрафуют владельцев дачных участков. Это вызывает раздражение у населения. Насколько такие «карательные» меры оправданны?
— В этом году в подмосковном регионе была развернута кампания против сбора ландыша. Это тоже ядовитое растение, в нем ядовито все. Ни в коем случае нельзя держать ландыши дома, ставить букет из них в изголовье во время сна: вы гарантированно проснетесь с головной болью! Но главное — не пейте и никому не давайте пить воду, в которой стояли ландыши. Иначе получите сильнейшее отравление! Не менее страшен олеандр, красивый вечнозеленый кустарник: его части вредны для людей, даже дым от сжигания стеблей и листьев. Недаром же в древности его называли цербера — дерево самоубийц. Еще очень опасен обычный ревень! Городской человек должен знать: ревень можно есть только ранней весной, когда воздух не прогрелся выше 15–17 градусов.
— Кто помогал вам собирать материал для книги? Друзья-криминалисты, сотрудники правоохранительных органов?
— Я общался с юристами, занимавшимися в свое время следаковской практикой. Беседовал с коллегами-журналистами, работавшими раньше на Петровке. А также с химиками, в том числе близкими к программе «Новичка».
— «Новичок» сейчас у всех на слуху, он стал поводом для шуток и мемов. И предметом политических спекуляций.
— Про него говорят много глупостей. А ведь это средство массового поражения. Мало кто понимает, что это означает. Ярлык приклеивается ко всему что угодно. «Новичок» есть во многих странах — и в Англии, и в Израиле, и в Америке, и в России, безусловно. Я беседовал с людьми, причастными к производству подобных веществ… Мы сидели в кафе на Новом Арбате. Представьте ширину улицы… Они указали на ручку двери ресторана напротив. Говорят: если бы даже чуть-чуть ее мазнули «Новичком», весь квартал был бы мертвым. Когда английские специалисты рассуждают про ручку двери, про выброшенный флакон с ядом — это более чем несерьезно. В каком космическом скафандре человек все это делал, чтобы немедленно не погибнуть?..