Уже в десятом часу утра к Дому кино стали стекаться люди. Их было много по нынешним ковидным временам, когда почти не приходят прощаться даже коллеги, те, с кем рядом прошла целая жизнь. Все боятся заразиться в плотной толчее. Именитые коллеги и родственники проходили через служебный вход, в обход множества камер и журналистов. Около 11 начали пускать в большой зал. На экране сменяли друг друга фотографии, на которых Владимир Меньшов был молодым и прекрасным, с маленькой дочерью Юлей, любимой женой и актрисой Верой Алентовой, с Жераром Депардье и Валентиной Теличкиной.
Владимир Меньшов окончил Школу-студию МХАТ, куда поступил не сразу. Именно там познакомился со своей будущей женой Верой Алентовой, а тогда Верой Быковой. Уже учась во ВГИКе у Михаила Ромма, Меньшов снял чудесную короткометражку о спектакле «Аленький цветочек» в Театре им. Пушкина, где играла Вера Быкова (так и указано в титрах), а на экране у него в основном дети, которые смотрят на сцену широко открытыми глазами. Столько любви в этой картине к любимой Вере.
Гражданскую панихиду вел нынешний ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Он вспомнил уходящее поколение — Табакова, Гафта, теперь и Меньшова — и сказал: «Мы мельче». Внук Меньшова Андрей Гордин, завершивший прощание, рассказал, как дед настаивал на его поступлении именно в этот вуз. «Мы его дедушкой не называли. Говорили «дед». Он хорошо готовил и меня этому научил. Это он настоял на том, чтобы я поступил в Школу-студию МХАТ».
Вера Алентова появилась на панихиде не сразу. Близкие семьи Меньшовых сказали «МК», что «тетя Вера не придет». И это понятно. Откуда силы после реанимации. И вдруг Алентова пришла — гордая походка, прямая спина, мужественная и спокойная. Чего ей это стоило, можно только догадываться. Она села на сцене Дома кино у гроба мужа рядом с дочерью Юлией Меньшовой, зятем Игорем Гординым, внуками Андреем и Таисией.
Меньшову ведь долго пришлось доказывать, что он чего-то стоит. Фактически с фильма «Человек на своем месте», принесшего награду на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате за лучшую мужскую роль, все и началось. И теперь его внук специально к церемонии прощания смонтировал небольшой и трогательный фильм с кадрами из разных фильмов, где снимался его дед. Он назвал свой фильм «Владимир Меньшов. «Человек на своем месте». Завершился он песней «Александра» из фильма «Москва слезам не верит».
Сейчас многие известные люди, бывая на траурных мероприятиях, стараются остаться незамеченными, речей не произносят. И не всегда правы. Близким усопших важно услышать именно их слова. Дмитрий Харатьян, сыгравший одну из главных ролей в «Розыгрыше» Меньшова, держался незаметно, но стал одним из немногих, кто поехал на отпевание, где были только самые близкие. На панихиду пришли Николай Лебедев, у которого идет активный съемочный период фильма «Нюрнберг», Данила Козловский, которого многие не узнали за плотной черной маской, закрывавшей лицо. Вместе они работали на «Легенде №17», где Меньшов сыграл одну из лучших своих ролей.
Валерий Гаркалин один из немногих актеров, кто взял слово: «Владимир Валентинович был автором моей биографии. Я могу поделить свою жизнь на до «Ширли-мырли» и после. Он был очень требовательным. Когда мы снимали, на площадке царили мрак и уныние. Меньшов считал, что комедию надо делать серьезно. Спасибо вам, мой дорогой, за биографию».
Александр Панкратов-Черный произнес очень эмоциональную речь и едва сдерживал слезы: «Я сегодня прощаюсь с очень близким другом. Как режиссер и актер он всех нас переживет. Его работы достанутся нашим детям и внукам. Он очень любил Россию, народ, страдал за него. Алла Сурикова как-то пригласила нас на свой фестиваль в Астрахань. Володя сказал: «Поедем! Я покажу тебе Астрахань, родные места». Целый день он меня таскал по закоулкам, водил в пивной бар, где такая вкусная рыбка к пиву подается. Прошли годы, и мы оказались у меня на родине, на Алтае, в деревне Конево. Набили полный багажник конфет. И повел я его по деревне, а это одна улочка, всего 30 домов. А потом мы вернулись в дом моего брата. Володя плакал, когда услышал его рассказ о жизни. А потом сказал мне: «Сашка, кино надо снимать о любви, иначе народ озлобится. Для этого поводов достаточно».
На сцену вышла стайка студентов. Их голоса дрожали, кто-то вообще не смог говорить. Но один из них рассказал, что Меньшов учил их никогда не сдаваться. «Нам казалось, что он вечный. Никогда мы не чувствовали давления с его стороны. Он говорил, что мы должны уловить ощущение вечности в своих работах» — такое запоминается навсегда.
Мэр Баку, где родился Владимир Меньшов, по словам продюсера Валерия Рузина, пообещал установить барельеф на доме, где жил Владимир Валентинович. Кинорежиссер Владимир Фокин вспомнил о прямоте Меньшова, который не врал, рубил правду-матку: «Мужик, ломом подпоясанный» говорят про таких. Его было не свернуть». Вадим Абдрашитов сказал: «Это не утрата, а гибель отдельного материка. Он мало картин снял, но по ощущению весь отечественный кинематограф ими наполнен. Спасибо, Володя, что ты был».
Организацию похорон взял на себя продюсер Александр Литвинов, с которым Меньшова связывали долгие годы работы на «Мосфильме». Юлия Меньшова лично составляла списки тех, кого пропустить на Новодевичье кладбище. Росгвардия строго следила там за порядком. Все было четко, без суеты. Не было экзальтированных выступлений. Проститься с Владимиром Меньшовым пришли Владимир Машков и Геннадий Зюганов, с которым Меньшова связывала 50-летняя дружба. Они рядом жили, а когда-то встретились в Орле, где он удивил будущего лидера компартии вниманием к жизни трудового народа. «Я впервые встретился с режиссером, который интересовался тем, что чувствует простая рабочая девчонка. Такие люди не умирают. Они уходят в вечность», — сказал Зюганов. Меньшов и сам был таким рабочим парнем.