Русская француженка Коринна Даниэлу рассказывает, что парижская публика готова смотреть ежегодно два фильма — «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Фильм Владимира Меньшова показывают уже третий год подряд, можно сказать «на бис». На него приходят новые зрители, а кто-то смотрит картину по нескольку раз. Вот и теперь, узнав об утрате, люди спешили на дополнительный мемориальный сеанс. На этот вечер специально пригласили известного французского географа и геополитика, знатока русской культуры, профессора Жана Радвани, написавшего много книг про СССР и постсоветское пространство. Он детально познакомил парижских зрителей с творчеством Владимира Меньшова, рассказал о его фильмах, советских реалиях, некоторые из которых не всегда понятны зарубежному зрителю, особенно молодому. А вот Марине Влади, возглавившей жюри, ничего объяснять не надо: что такое СССР — она знает.
Президент фестиваля — актриса Маша Мериль, урожденная княжна Гагарина, появившаяся на свет в Марокко, была супругой композитора и автора музыки к фильму «Шербурские зонтики» Мишеля Леграна. В день открытия она напомнила о русских кинематографистах, эмигрировавших во Францию, после чего показали немой фильм «Костер пылающий» Ивана Мозжухина 1922 года. В программе участвовало 34 картины. Режиссер Михаил Сегал лично представил свою комедию «Глубже!». Художник по костюмам Надежда Васильева предварила ретроспективу мужа Алексея Балабанова и открыла фотовыставку своих работ в Российском культурном центре Парижа.
Помимо этого были еще две ретроспективы — Андрея Кончаловского, которую сопровождал его мастер-класс, и фильмов с участием Владимира Высоцкого — благо Марина Влади впервые за долгое время вышла в свет. Она давно не говорила по-русски, поэтому с удовольствием общалась с почетным гостем фестиваля — писателем Дмитрием Глуховским, приехавшим из Испании, чтобы представить «Текст» Клима Шипенко, снятый по его роману. И хотя Дмитрий свободно владеет французским, Влади просила его перейти на русский, который из-за отсутствия практики постепенно забывает. В конкурсе — пять картин: «Пугало» Дмитрия Давыдова, «Китобой» Филиппа Юрьева, «Конференция» Ивана И. Твердовского, «Глубже!» Михаила Сегала, «Блокадный дневник» Андрея Зайцева.
Победило в итоге якутское «Пугало», и теперь его приобретет французский телеканал Ciné+. Режиссер Дмитрий Давыдов, еще недавно школьный учитель, стал профессиональным кинематографистом. Приехать в Париж он не смог, поскольку снимает новый фильм. «Пугало» виртуально представляла исполнительница главной роли Валентина Романова-Чыскыырай. Ее пение так поразило Марину Влади, что они стали обмениваться видеосообщениями и договорились о встрече. На закрытии фестиваля присутствовал Борис Акунин — тоже европейский житель. Он фотографировался со своими поклонниками, купался в лучах славы.
А в это время на Лазурном Берегу открылся Каннский кинофестиваль, после двухгодового перерыва, связанного с пандемией. Пока главные впечатления связаны с процедурой посещения показов. Одной аккредитации мало, нужно получить электронный билет. Система регистрации не отлажена, зависает, так что сеансы пролетают мимо. Прибывшим не из Европы гостям приходится много времени тратить на антиковидные мероприятия. В зал не войти не только без электронного билета, но и без результатов теста. Процедура его получения всех поразила: заходишь в кабинку, долго и упорно плюешь в пробирку (слюны должно быть много, поэтому приходится выдавливать из себя). И так каждый день с учетом шестичасовой обработки выделений.