Это медитативная, но одновременно динамичная, наполненная мощной энергией мантра-музыка в современных электронных аранжировках. В ней сочетаются элементы таких стилей, как deep house, electronics, downtempo, chillrave, все это — с сакральными текстами индуистских мантр. К духовному через музыку обращаются многие артисты: из зарубежных, например, Deva Premal & Miten, в России — дуэт Shakti Loka, начинавший в далеком 2014-м как инди-рок-группа и продолживший уже в совсем другом направлении (в прошлом году у них вышел альбом мантр в современных обработках «Deep Black»).
У композиций U108 своя атмосфера и энергетика. Совсем недавно в сферическом пространстве, где видеоряд транслируется на 360 градусов и зрители погружаются в настоящий космос, состоялся первый иммерсивный лайв проекта — непрерывный диджей-сет, синхронизированный с вокалом солистки и погружающий слушателей в абсолютно трансцедентальные состояния сознания в сопровождении ярких визуальных образов. Такая динамическая рейв-медитация. Burito активно поддерживает жену в ее экспериментах и стал специальным гостем программы — он сыграл предваряющий выступление DJ-сет, а потом исполнил мантру вместе с U108. Впечатлившись новой необычной историей, MegaБит встретился с Оксаной в одном из столичных веганских кафе, чтобы узнать подробнее, как родилась ее идея, может ли искусство быть духовной практикой и почему поп-музыка перестала быть певице интересной. Артистка отвечала на вопросы эмоционально, запоем, так что интервью превратилось в увлекательный рассказ из нескольких глав.
Метаморфозы сознания: «Мне стало неинтересно в попсовой тусовке»
Мои первые духовные практики начались в 2010 году, когда мне было 26. Как и у большинства людей вообще, а женщин особенно, у меня с самого детства был очень неспокойный ум, подвижная психика, и я поняла — надо с этим что-то делать, устаканить нервную систему. Я пошла в йогу, и это было отправной точкой пути, который сейчас уже превратился в неотъемлемую часть жизни. Поскольку я музыкант по образованию (окончила отделение эстрадно-джазового вокала в Институте современного искусства), то исполнение мантра-музыки стало в этом контексте естественным развитием событий. Раньше я пела поп, у меня был русскоязычный проект со своей аудиторией, и даже сейчас некоторые его любители все еще ждут новых песен. Игорь (Burito), которого я встретила в 2011 году, писал для меня тексты, но в какой-то момент, уже после нескольких лет практики, я поняла, что мне вообще нечего сказать в этом направлении. То есть сначала я была обычным человеком, которого интересовали вполне себе мирские вещи — бытовые, материальные, драма отношений, а потом моя жизнь изменилась на 180 градусов.
Иногда артисты меняют формат, потому что понимают — нынешний не заходит публике, но в случае с Ustinova все шло достаточно успешно. У нас был, например, удачный и очень классный дуэт с Игорем на песню «Разведи огонь» Валерия Меладзе. Кроме того, до выхода на большую сцену я работала ведущей на крупном телеканале, так что у меня была поддержка со стороны медиа, я знала редакторов и других каналов. Мы сами развивали и продвигали проект. Кстати, первые мантры я записала еще в 2013-м — в качестве интро и аутро к концертной программе Ustinova. Тогда еще, помню, мы показали их продюсеру Алене Михайловой, и она сказала: «Как круто получается!» Но в тот период я еще сомневалась. Окончательное осознание того, что мне совершенно нечего делать в попсовой тусовке, пришло после того, как у нас родился сын Лука. Не потому что я горделива или с апломбом, просто у меня сейчас совсем другие интересы. Они связаны с освобождением, а поп-музыка в большинстве своем — история про драму жизни с довольно невротическими текстами и соответствующей атмосферой. Я пресытилась этой драмой. Понятно, что весь этот мир все равно про страдание, которое неизменно сменяет состояние счастья. Ты как на качелях. Мне это не нравится. Я так не хочу. Поэтому мантры сейчас победили.
Коды названия: «Оксана Устинова — персонаж 5D-игры, симуляции»
Удивительная история с названием проекта тоже связана с практиками. В какой-то момент я погрузилась в адвайта-веданту — это индийское философское учение о тождестве человеческого духа с мировым, недвойственная традиция («адвайта» в переводе — «недвойственность», «единство»). В 2015 году у меня были очень интересные опыты. Я много практиковала аштанга-виньяса-йогу, психофизический метод, который является вполне себе действенным инструментом на духовном пути, работая через тело с умом. Сама практика сродни динамической медитации, когда ты можешь достичь состояния потока вследствие измененного состояния сознания, способного раздвинуть границы привычного восприятия. В тот период я напрактиковала себе интересные состояния. Были моменты, когда меня выбрасывало из сна, я видела тонкий мир, астрал, какие-то крутящиеся спирали. Я с детства была очень близка к этому тонкому плану, часто видела каких-то барабашек, непонятных существ, но если тогда боялась их, то сейчас научилась просто наблюдать и могу посмотреть на них и быстро отключиться.
Был момент в моей практике, когда я достигла определенных состояний, которые очень похожи на растождествление с личностью. В прямом смысле слова есть ощущение того, что ты — не ты: подходя к зеркалу, ощущаешь себя отдельным от того, кто видим в отражении. В психологии есть термин «синдром деперсонализации-дереализации», который является предпосылкой к достаточно серьезным сбоям психики, но с точки зрения недвойственных традиций — первыми шагами к пробуждению. Растождествление очень помогает, однако многие люди, даже уже практикующие, накладывают на себя руки, потому что ум пугается, для него это шок. Тогда я сама стала ходить к психотерапевту, 3 месяца просидела на антидепрессантах, так как у меня началась жуткая депрессия, но потом поняла, что мне это не нужно. Если ты идешь по йогическому пути, то периодически будешь переживать определенные болезненные при первом восприятии опыты: практики — это не история про то, как ты, счастливый, сидишь на облачке, это про другое. Ко мне пришло осознание, что весь мир — это матрица, 5D-игра, симуляция, и в своем теле каждый из нас — просто ее персонаж. Воспринимать все это всерьез — все равно что постоянно заигрываться, забывать, что играешь. У меня до сих пор сохранилось состояние, что есть личность — Оксана Устинова. Она испытывает какие-то чувства, эмоции. А есть наблюдатель, сознающий — он ничего не испытывает, просто наблюдает. И тогда, создавая проект, я поняла, что не хочу продвигать имя Оксана Устинова, потому что на самом деле я и есть сознающий, а не тот персонаж, с которым в какой-то момент отождествилась. У меня нет необходимости подтверждать свое существование, мне важно продвигать музыку, а не себя. Я решила оставить первую букву фамилии, написав ее на латинском, — U, а 108 — сакральное число (не случайно мантры начитываются именно в таком количестве). 1 — это единое сознание, бог, пространство ума, 0 — пустота, а 8 — бесконечность. В сумме они дают тоже знаковое число 9. Можете почитать о нем, если будет интересно. Математика, если начать разбираться, вся сакральна. Потом, посмотрев на название со стороны, я подумала, что U — еще и сокращенная форма английского обращения «ты». Получается: «Ты — высшее сознание».
Проводник высшей реальности: «Мантра продвигает себя сама»
Поскольку я люблю электронную музыку, то решила, что запишу мантры именно в таком формате. Раньше я много слушала исландскую культовую группу GusGus — они исполняют такой микс из хауса, техно, прогрессив- и электро-хауса, даунтемпо, местами синти-попа. Еще одни герои из прошлого — известный норвежский дуэт Röyksopp. В какой-то период мне нравился трип-хоп — Massive Attack, отсоединившийся от этой команды Трики, Portishead. Еще был такой коллектив The Knife… Все это — музыка вне времени, и мне она близка. Говоря о выборе мантр, я записала наиболее известные, набросала демки, а потом мы довели их до ума вместе с нашим другом-аранжировщиком. Интересно, что, как только я перестала продвигать свое имя, проект стал продвигать себя сам, мантра продвигает себя сама. Я не хочу спасать мир, для моего восприятия он такой, какой есть, в балансе темных и светлых сил, совершенен в своей несовершенности. Я просто делаю, что должна. Конечно, проект рассчитан на международную аудиторию, довольно большую — это практикующие йогины, вегетарианцы, те, кому просто интересна эта культура и кто достиг определенной зрелости восприятия реальности. Искусство тоже может быть медитацией: я глубоко погружаюсь в процесс, могу по 10 часов заниматься созданием музыки, забывая себя. У меня нет цели покорить мир — такая могла бы быть у личности Оксаны Устиновой. (Улыбается.) Что будет дальше с U108? Посмотрим, какая у меня карма.